Учебный модуль №4: Объект исследования фактчекинга

3 недели назад
Инструменты

Объектом исследования фактчекинга, прежде всего, должны быть общественно-значимые факты, а также публичные заявления высокопоставленных чиновников. Как и любой журналистский материал, фактчекинговый материал начинается с какого-нибудь информационного повода. Любое общественно-значимое событие: резонансный озвученный факт или громкое событие общественной значимости, может послужить началом исследования. 

Наблюдение – важное качество журналиста-фактчекера. Наблюдать нужно не только за окружающим миром, но и за прессой и заявлением публичных лиц. Наблюдая за фактами, которые журналист считает общественно значимыми, журналист базируется на них как на фундаменте, начиная свое исследование. Чаще всего отправной точкой может служить публикация информации в СМИ или заявления публичных лиц. Необходимо помнить об использовании наблюдения за информационным потоком как отправной точки фактчекинга. 

Есть ряд причин, по которым очевидно, что общественно-значимые факты и публичные заявления становятся информационным поводом для фактчекеров. Одной из основных причин является особенность современного информационного пространства, которая позволяет охватить большую аудиторию для распространения определенной информации и формирования нужного общественного мнения. Более того, разнообразие и скорость информационных каналов позволяют донести необходимую информацию различным слоям населения. Также одной из немаловажных причин является стереотипное восприятие действительности общественностью, отсутствие критического мышления у широкого круга аудитории, который безоговорочно может верить манипулятивным заявлениям харизматичных лидеров и публичных лиц, использование ими механизмов словесной манипуляции в публичных речах, целью которых является искажение действительности. 

Таким образом, фактчекинг исследует публичные заявления всех высокопоставленных лиц, которые могут формировать или повлиять на общественное мнение. Однако, не все заявления публичных лиц, могут безоговорочно стать объектом исследования фактчекинга. Объект должен содержать конкретный факт, документальную информацию, цифру, которые могут быть подтверждены или опровергнуты с помощью открытых источников. Фактчекер не анализирует публичные заявления, которые содержат субъективное мнение, предположения, прогнозы или содержат обобщенный факт. 

Необходимо отметить, что заявления, которые становятся объектом исследования фактчекинга должны быть в «оригинале», то есть видеозапись, аудиозапись, скрин заявления и т.д. без предварительного редактирования.  

Как было уже выше сказано, объект исследования фактчекинга должен иметь какой-нибудь конкретный факт. Однако в публичных заявлениях часто встречаются фейки и фактоиды. Каждое из этих понятий имеют свое определение и особенности. 

Факт – 

Подкрепленное надежными свидетельствами событие, которое действительно произошло. У разных людей может быть разный взгляд на одно и то же событие, но с фактами не поспоришь. Именно поэтому факт должен быть не просто установлен, но и проверен и доказан. Для журналиста-фактчекера объективное освещение событий означает правдивое воспроизведение фактов, действительности. Поэтому искажение фактов – это преступление против объективности и беспристрастности. Совсем плохо, когда это умышленная манипулятивная конструкция. 

Фейк – 

Информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ[1]. Фейк – от английского fake – фальшивый, поддельный.  Фейк – это ложные новости или сообщения, которые генерируются в онлайн-пространстве. Фейки могут выглядеть как комментарии под реальными новостями, как личные мнения, высказанные в социальных сетях. Целью фейков является придание ложным фактам вес и значимость, внедрить их в различные информационные каналы, чтобы охватить как можно большую аудиторию. Фейки содержать лживые факты, которые могут быть легко опровергнуты. Как правило, фейки подаются под громкими и сенсационными заголовками. 

Фактоид – 

В современных цифровых коммуникациях все более актуальным становится понятие «фактоид». Это изначально несуществующий факт, который, будучи опубликованным в медиа пространстве, получает живую реакцию и оценку. А они в свою очередь, влияют на действительную картину реальности. Фактоид, по сути, очень близкое понятие к фейку. От английского factoid (fact – факт и греческого oid от eidos – форма, вид). Опубликованное официальное сообщение, которое становится «реальным», «истинным» в результате самого факта его обнародования[2].   


[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%BA_(%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)

[2] Термин «фактоид» был введен в 1973 году американским писателем-романистом Норманом Мейлером в его биографии Мэрилин Монро. Он относит к фактоидам «факты, не существовавшие до того, как они появились в журнале или газете».