Манипуляции Жээнбекова и Атамбаева с рейтингами

2 недели назад
Factcheck в КР


«У СДПК был нулевой рейтинг»

«Когда у СДПК был нулевой рейтинг в Оше, мы с единомышленниками и сторонниками открыли там партийные ячейки, и за короткое время партия смогла завоевать авторитет среди избирателей» - Сооронбай Жээнбеков, 16 ноября 2018 года, ИА «24.kg».

В интервью информагентству «24.kg» нынешний президент заявил, что он с единомышленниками и сторонниками поднял рейтинг партии в Оше. При этом, глава государства не уточнил, в каком году у СДПК был «нулевой рейтинг». 

Пресс-секретарь Жээнбекова Толгонай Стамалиева на запрос Factcheck.kg посоветовала сравнить рейтинг партии в 2011 и 2015 годах. 

Выборы в парламент состоялись 10 октября 2010 года. СДПК тогда набрала 7,83% голосов по стране,

а в Оше - 1,87%. 

Выборы в местный кенеш в 2012 году тоже доказывают, что у СДПК в Оше не нулевой рейтинг, они набрали 23,98% голосов избирателей. 

На выборах в парламент в 2015 году рейтинг СДПК, действительно, подрос, они преодолели 7%-ный барьер по республике, и 0,7% - региональный, набрав 26,81% по стране, а в Оше - 39,73%.

В 2016 году в Ошский городской кенеш СДПК пришла с результатом 30,61%.

 Более того, у СДПК не было нулевого рейтинга и в 2007 году, когда в Кыргызстане впервые прошли выборы по партийным спискам. Тогда партия преодолела 5% барьер по стране, и 0,5% - по областям, в том числе в Оше. СДПК набрала 5,05% и получила 11 мест в Жогорку Кенеше четвертого созыва.

Действительно результаты выборов показывают, что с 2010-го года (г.Ош-2,72 %) поднялись до 23,98% в 2012-м году, и до 39,73% в 2015-м году. 

Доказать в какой степени поспособствовал росту поддержки СДПК сам Жээнбеков не представляется возможным. На рост показателей могли повлиять множество факторов. 

Вердикт: манипуляция. 

  • использование утрирования в речи для придания эмоциональной окраски (“нулевой рейтинг”).   
  • использование недоказуемого аргумента. 


«Рейтинг Жээнбекова до выборов был 3%»


«У Жээнбекова перед выборами в начале года рейтинг был 3%. Как он мог нам какой-то добавить рейтинг? 3% был рейтинг в год выборов. В 2017 году. А в 2010 году Жээнбеков рядом с тем же Мелисом Мырзакматовым выглядел бледной тенью, которая молча ходит за чьей-то широкой спиной» Алмазбек Атамбаев, 19 ноября 2018 год, телеканал «Апрель».

В интервью телеканалу «Апрель» экс-президент Атамбаев, отвечая на вопрос ведущих привел данные общереспубликанского исследования. 

Согласно исследованию, проведенному компанией М-Вектор в апреле-мае 2017 года (начало предвыборной кампании), Сооронбаю Жээнбекову, действительно, отдали бы голоса лишь 3% респондентов. 

Однако SIAR в марте 2017 года приводил другие цифры, где за Жээнбекова «в ближайшее воскресенье» готовы были проголосовать 4,8% опрошенных, а 4,4% - считали, что у него больше всего шансов стать президентом КР. 

У «Эл Пикира» (исследование за май 2017 года) Жээнбекову «доверяют» 2,9% (хотя на тот момент он был премьер-министром страны), но проголосовать за него готовы 5,8% респондентов.        

Алмазбек Атамбаев сманипулировал, использовав подмену темы Вместо рейтинга по г.Ош он рассказал о рейтинге по всей стране и в другой промежуток времени и при других обстоятельствах. 

В том же иследовании М-Вектор, на результаты которого ссылается Алмазбек Атамбаев, рейтинг Жээнбекова по городу Ош выше 3%, но не намного (5,6%).

О вкладе Сооронбая Жээнбекова в рейтинг СДПК в Оше не могут судить рейтинги в начале Президентских выборов. И на рейтинг партии, и на рейтинг кандидата в Президенты могут влиять разные факторы.  


Вердикт: манипуляция. 

  • Подмена темы. 
  • использование недоказуемого аргумента. 


Вывод Factchеck.kg:

  • Сооронбай Жээнбеков использовал элемент манипуляции в речи – утрирование. Нулевого рейтинга у СДПК не могло быть. 
  • Алмазбек Атамбаев манипулирует, подменяя тему. 


Оба политика приводят аргументы, которые тяжело проверить. 

Влияние на рост рейтинга той или иной личности фактически не представляется возможным.  Приведенные цифры не могут быть аргументом и в том и в другом случае. 

*Существуют эконометрические модели, которые в продажах пытаются решить аналогичные задачи. Измерение того, что увеличило продажи -  реклама, скидки или неудачи конкурента. Но это экспериментальные продукты и имеют большую погрешность. В политических измерениях подобные методики мало используются.