МЕДИАКРИТИКА статьи «Дело№..» о марше 8 марта

3 недели назад
Медиакритика

Еженедельная газета «Дело№..» 13 марта опубликовала статью под названием «Шабаш педиков и лесбиянок в центре Бишкека». В материале речь идет о марше в защиту прав и свобод женщин и уязвимых групп, который прошел в столице КР 8 марта 2019 г. 

Заголовок 

Заголовок носит оскорбительный характер о гражданах нетрадиционной сексуальной ориентации, написанный в уничижительном тоне. 

«Шабаш», согласно словарям, используется в двух значениях: 1. субботний отдых, предписываемый еврейской религией; 2. ночное сборище ведьм. 

Марш проходил 8 марта, в пятницу, и редакция, очевидно, использовала слово «шабаш» не в 1-м значении. 

Слово «педик» - в словарях дается несколько определений, в том числе «синоним к слову гей, но в оскорбительном ключе». 

Смотрим другие источники. Исторический словарь галлицизмов русского языка (Николай Иванович Епишкин, 2010) дает два определения слова: 

I.

ПЕДИКI а, м. pédagogue m. 1. мол., шутл. Студент педагогического института, университета. Педикигуляют, госы сдали. Никитина 1998.

2. шутл.-ирон. Учитель. Контрольной - то не будет, завтра педики бастуют. Запись 1999 г. Мокиенко 2000.

II.

ПЕДИКII а, м. pédéraste m. пренебр., насмешливо. Гомосексуалист. Розова 1999. Маникюр - медикам, педикюр  - педикам. Рус. радио 1998. // Мокиенко 2000.

Текст статьи

В тексте использованы некоторые приемы манипуляции. «Бишкекчан такое зрелище не только удивило, но и разгневало. Люди почувствовали себя обманутыми и оскорблёнными» - налицо использование обобщения без ссылок на опросы общественного мнения. Редакция не уточняет, где и когда ее сотрудники собирали мнение бишкечан, которые бы заявили, что их «разгневало» мероприятие.

Автор статьи ссылается на «бишкекчан» и неизвестных «людей», используя метод манипуляции «мнения масс»

«При использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «Все нормальные люди понимают, что...» или «Ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...» и т. п. Посредством «общей платформы» у человека вызывают чувство уверенности в том, что большинство членов определенной социальной общности, с которой он себя идентифицирует или мнение которой значимо для него, принимают подобные ценности, идеи, программы и т. п.» - Энциклопедия методов пропагандыВиктор Сороченко, 2002 г.

«Организаторы акции заблаговременно до её проведения выбрали скандал как метод информационной раскачки. И сделали они это едва ли случайно» - предположения автора выдаются за факт.

«Безусловно, были на марше и женщины, и правильные лозунги. Одна девушка держала плакат с надписью: «Одной Бурулай вам недостаточно?», напоминая об убийстве 19-летней Бурулай Турдали кызы, которая погибла в отделении милиции от рук похитившего её с целью женитьбы Марса Бодошева. Но все лозунги, призывающие к защите девушек и женщин от произвола, утонули и затерялись на фоне выпятившихся в первые ряды представителей нетрадиционной сексуальной ориентации» - в тексте использован метод «ядовитый сендвич». Этот прием активно использует возможности психологического влияния за счет структуризации текста. 

«Всегда предпочтительнее не лгать, а добиться, чтобы человек не заметил «ненужной» правды. Коммуникатор дает позитивное сообщение между негативным предисловием и негативным заключением. При наличии определенных способностей и опыта коммуникатора, положительное сообщение как бы исчезает от внимания аудитории. Очень хороший прием, активно используемый теми СМИ, которые претендуют на «объективное освещение событий» и стремятся создать себе имидж в стиле «только факты, ничего кроме фактов». При таком структурировании событий объективность формально соблюдена, но эффект «ненужных» сообщений девальвирован» - Энциклопедия методов пропаганды, Виктор Сороченко, 2002 г.

В тексте также встречаются примеры использования метода манипуляции «констатация факта». Виктор Сороченко описывает его так: 

«Желаемое положение вещей подается СМИ как свершившийся факт. Это основано, по сути дела, на гипнозе аудитории». 

Похожий прием использован и при цитировании: «Сегодня случилось историческое событие в Кыргызстане. Впервые прошёл полноценный гей-парад со всеми необходимыми атрибутами ЛГБТ – международным радужным флагом, флагом местного гей-сообщества и плакатами. Первый гей-парад в Центральной Азии. Теперь наша страна никогда не будет прежней. Добро пожаловать в новый мир», – с нескрываемой иронией и горьким разочарованием написал в соцсетях бишкекчанин Владимир Цай». Автор не просто цитирует пользователя соцсетей, а сопровождает это комментарием «с нескрываемой иронией и горьким разочарованием написал в соцсетях бишкекчанин Владимир Цай», хотя ему доподлинно неизвестно, с какими чувствами тот размещал публикацию в соцсетях. 

«Нескрываемая ирония» и «горькое разочарование» - желаемая реакция на марш, которая выдается за действительное. Цель подобных комментариев - создание контекста, в котором мысли человека идут в нужном направлении. Цитата сопровождается интерпретацией комментатора, который держит читателя в нужном русле.

«Среди пришедших ожидаемо оказались и главные защитники «демократических ценностей» в Кыргызстане – небезызвестные Эдиль Байсалов, Рита Карасартова и Равшан Жээнбеков», а также упоминается глава правозащитной организации «Бир дуйно - Кыргызстан» Толекан Исмаилова. Причастность к правозащитной деятельности и частые поездки за границу не делают этих людей «главными защитниками» каких бы то ни было ценностей. 

«Помимо тех, кто захотел поблагодарить руководство столицы за проведённый гей-парад, нашлись и те, кто высказался категорически против. И таких – большинство» - газета не приводит никаких исследований или результатов опросов, доказывающих, что «таких большинство». 

«Через два дня после позорного мероприятия, устроенного гомосексуалистами и лесбиянками, свою позицию официально озвучил и глава города» - марш в защиту прав и свобод женщин и уязвимых групп, который прошел в столице КР 8 марта, организован феминисткой Гуляим Айылчи. Официально она еще нигде не признавалась, что является лесбиянкой.   

Фотографии и подписи

Отдельно рассмотрим фото и подписи к ним. Фотографию, где участники делают групповое фото возле памятника Курманджан Датке, редакция подписала: «Алайской царице в самом страшном сне не могло привидеться, что когда-нибудь её потомки, став извращенцами, на фоне её памятника устроят шабаш». При этом на переднем плане есть дети и люди с ограниченными возможностями. Редакция не поясняет, кого из них называет «извращенцами»

К тому же, журналист не может утверждать, что могло присниться Алайской царице. Соответственно, свои суждения автор статьи выдает за факт. К тому же, слово «извращенец» носит оскорбительный характер.

Слово «извращенцы» использовано и в подписи к скриншоту переписки одного из участников марша с пользователем соцсети «Фейсбук». Редакция пишет: «У извращенцев своё, извращённое понятие о честности и порядочности»

«Бедный, обманутый извращенцами мэр Бишкека…» - еще одна подпись к фото мэра столицы Азиза Суракматова. 

Используется метод пропаганды, именуемый «повторение» - неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру.

Подпись под фотографией, на которой запечатлены некоторые участники марша: «А вас-то, господин Равшан Жээнбеков (второй справа), как занесло в эту разноцветную компанию?! Экс-депутат парламента, вроде серьёзным политиком представлялся… И такой конфуз!» Тут использован метод манипуляции «подмена понятий» (или как его еще называют «двойные стандарты»), который заключается в использовании благоприятных определений (эвфемизмов) для обозначения неблагоприятных действий и наоборот.

Вывод: 

1. Анализ материала показывает, что журналист/редакция нарушили законодательство КР, этический кодекс журналиста Кыргызстана. Редакция газеты «Дело№…» нарушила основные принципы Этического кодекса журналиста КР. В частности:

  • В статье 6 кодекса говорится о недопустимости использования СМИ для пропаганды половой, гендерной исексуальной нетерпимости. 
  • Статья 10 Этического кодекса гласит: «Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга». 
  • Кодекс также призывает журналистов в своей работе статья Этического кодекса 11 «В своей работе журналист должен с уважением относиться к частной и интимной жизни каждого человека…»
  • Статья 9 Этического кодекса гласит: «При редакционной обработке снимков и подписей к ним, текстов, заголовков не допустимы искажение, не соответствие и фальсификация материалов…».

2. В статье имеются основные методы манипуляции и пропаганды для усиления нетерпимости к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, а также участников марша.