«Казахи забили до смерти трех арабов». Кто и зачем опубликовал фейк-новость

2 месяца назад
Factcheck
Factcheck в КР

29 июня в социальной сети Facebook появилась публикация под заголовком «Казахи забили до смерти трех арабов». Материал вызвал большой резонанс в кыргызстанском сегменте. Из скриншотов видно, что пользователи не только активно комментировали новость, но и делились ею.

В течение дня (29 июня) информацию о конфликте на казахстанском нефтяном месторождении Тенгиз подтвердили ведущие казахские СМИ, но ни в одном из них не прозвучали данные о погибших. Наоборот, было подчеркнуто, что за медицинской помощью обратились около 30 человек, погибших нет.

Поиск по заголовку в Facebook показал, что большая часть пользователей поделилась публикацией азербайджанского интернет-издания «Новая эпоха» (yenicag.ru). Поиск в Google подтвердил, что самой первой по времени новость с одноименным заголовком опубликована именно на этом сайте.

Выяснилось, что информация о погибших дважды прошла на этом ресурсе: «Казахи устроили погром арабов на месторождении Тенгиз: есть погибшие» и «Казахи забили до смерти трех арабов». Первая новость была опубликована в 13.08 по бакинскому времени, вторая - в 13.43, когда казахстанские сайты уже опубликовали официальную информацию, что погибших нет.

Factcheck.kg решил проверить, что представляет собой сайт «Новая эпоха» и был ли он замечен в распространении фейков.

На сайте yenicag.ru указано, что он работает с 2007 года по настоящее время.

Проверка доменного имени через сервис WhoIs показала, что yenicag.ru зарегистрирован в 12 декабря 2016 года. Публикации на сайте так же начинаются с декабря 2016 года.

Среднесуточная посещаемость сайта составляет около 4000-5000 просмотров. Согласно показателю Alexa Rank, по популярности сайт yenicag.ru не попадает в первую тысячу азербайджанских сайтов.

У ресурса существует страница на Facebook, на которую подписано более 11 тысяч пользователей, в том числе журналисты и общественные активисты из Кыргызстана:

Данные о владельце домена оказались скрыты, и подробностей выяснить невозможно.

На самом сайте указаны контактные данные: телефоны, адрес редакции. В качестве разработчика сайта упоминается одноименная компания «Yeni Çağ» Media Group. Однако никакой информации на сайте медиагруппы обнаружить не удалось - при переходе по указанной ссылке загрузился сайт с пустым коммерческим шаблоном Fincorbus.

Анализ публикаций показал, что информация в ленте на главной странице самая разносторонняя: от политических событий до новостей из области науки и культуры. Упор сделан на кавказский и центральноазиатский регионы. Авторы сайта отслеживают ленты новостей наиболее популярных ресурсов и далее уже в собственной интерпретации подают информацию. Ни в одной из публикаций не удалось обнаружить ссылки на источники информации. Ресурс имеет заметное антикремлевское и антиармянское направление, публикуя, к примеру, подобные аналитические материалы :

Автором обоих материалов о конфликте на нефтяном месторождении в Казахстане является Кавказ Оморов, редактор сайта «Новая эпоха», его публикации можно найти с момента запуска сайта – с декабря 2016 года.

Какую цель преследует сайт, публикуя информацию не соответствующую действительности? Factchek.kg попытался выяснить это, проанализировав посещаемость сайта «Новая эпоха» за последние 7 дней. Мы выявил следующую картину:

В день публикации материалов о казахстанском конфликте посещаемость сайта со средних показателей 4-5 тысяч в сутки, выросла в 4 раза – до 20 тысяч. 30 июня повышенный интерес еще сохранялся (17 тысяч посещений), но к 1 июля – заметно пошел на спад.

Публикация под заголовком «Казахи забили до смерти трех арабов - Шокирующие видео» стала самым читаемым материалом на данном ресурсе, набрав 35,3 тысячи просмотров.

Какую цель еще мог преследовать автор, кроме попытки скандальным способом привлечь внимание к ресурсу и повысить посещаемость сайта? В тот день, когда были опубликованы материалы, посещаемость сайта интернет-издания «Новая эпоха» (yenicag.ru) увеличилась в четыре раза относительно среднесуточной и достигла максимума за последний год.

Вывод:

- Информация о погибших не соответствует действительности;

-  Фейк-новость опубликовали для увеличения посещаемости сайта.