Свобода или безопасность? Очерк Болота Темирова из г. Худжанд (Таджикистан)

2 месяца назад
Factcheck в Мире

Очерк главного редактора factcheck.kg после поездки в г. Худжанд в рамках медиатура, организованного Internews по проекту «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии». 

Я ранее бывал в Баткене. Практически, в нескольких километрах от Таджикистана. Но в сознании меня, как оказалось разделяла пропасть. То есть, есть граница реальная и есть граница более мощная - это граница непонимания.

 
 
Что я знал о Таджикистане? Это наши соседи. Но за ними радикальный Афганистан с их боевиками и дикими устоями. Я сам возмущаюсь, когда иностранцы не видят разницу между Кыргызстаном и Афганистаном. И сознаюсь, я не далеко ушел от далёких американце или бразильцев. Я также ставил знак равно между Душанбе и Кабулом. И сколько таких как я в Кыргызстане рисуют чёрточки проводят аналогии?

 
Но весь это занавес рухнул. И мои догадки оказались стереотипами мышления. А реальность оказалось совсем иной.
Более того, медиа-тур в город Худжанд, организованный Интерньюс, заставил меня больше переживать за Кыргызстан нежели за Таджикистан. Каждая встреча, каждое сравнение в цифрах, в законах, да просто наблюдая за реакцией коллег из других стран на мой рассказ о Кыргызстане, я невольно упрекал себя и в целом наше общество в беспечности. В борьбе за права и свободы мы подвергаем себя серьезной опасности радикализма и террора. Но так ли это?
 
 

 

 


И так, что бросается в глаза или даже ощущается на слух? Это то, что за все пребывание в Таджикистане я не услышал азана. Более того я только уехав узнал, что в зоне прямой видимости от гостиницы в которой я проживал, по ту сторону реки Сыр-дарья расположилась центральная городская мечеть. 


 
Хорошо это или плохо? Для меня лично - это правильно. Потому как права каждого ограничиваются правами других людей. 

"У нас детей и несовершеннолетних в мечети не пускают.", - второе мое удивление. В Таджикистане приняли закон об образовании и воспитании детей. Причем, дети в понимании законодателей это граждане до 18 лет (в первой редакции закона до 20 лет).  В этом году молодежь не пустили даже на айт-намаз. Посещать мечеть могут только те, кто учится в медресе. 
Поэтому же закону родителей ждет суровое наказание за то, что ребенок не учится. В том числе закон направлен против тех, кто не отдает детей в школы по религиозным причинам. 
Следующее ограничение - это борода. Школьникам запрещено отращивать бороду, а девушкам носить хиджаб. Это прописывается отдельной инструкцией министерства образования о внешнем виде учащегося. В свое время после выступления на эту тему Президента Таджикистана Эмомали Рахмона сбривали бороды даже взрослые мужчины. Комитет по религии ввел даже нормы по ношению бороды и хиджабов. 


 
Впрочем, есть те, кто за жесткое регулирование религиозной сферы, есть и те, кто против. К примеру, представитель США в мае этого года выразил обеспокоенность. Так Заместитель помощника Государственного секретаря США Генри С. Эншер сослался на многочисленные исследования, согласно которым влияние государством политических и религиозных прав вызывают недовольства среди населения, и этим пользуются различные террористические группировки, такие как «ИГИЛ-Хорасан».
"Наиболее эффективными стратегиями являются те, которые защищают и поощряют права человека, включая возможности граждан мирно исповедовать свою веру без вмешательства правительства" - заключил он.
Кыргызстан в этом отношении более лоялен. Такого множества религиозных запретов нет.  Есть лишь суровое наказание за распространение экстремистских материалов. Но у Таджикистана есть исторический опыт, который мне открылся при посещении Дворец культуры «Арбоб». Внутри есть отдельный зал, посвященный гражданской войне. Жестокие сцены гражданской войны демонстрируются на большом экране в центре огромной комнаты в качестве напоминания о суровом опыте войны тех, кто хотел видеть Таджикистан исламским государством, против правительства и их сторонников. Именно здесь во дворце культуры в Худжанде после месячных переговоров закончилась гражданская война. Именно здесь между враждующими сторонами была заключена договоренность о том, Таджикистану необходим мир. 

 



Посещение Таджикистана заставила меня задуматься о двух вещах. Я не знаю, что творится у соседей и таких как я немало. Значит необходима совместная деятельность с коллегами из республик Центральной Азии. Второе, стоит ли перенимать Кыргызстану опыт Таджикистана и ужесточать законодательство, заставлять людей сбривать бороды, запрещать азаны и хиджабы? Что лучше свобода или безопасность? Или может быть свобода и есть самый лучший метод для достижения безопасности?

 
Хотел более глубокое исследование, но это уже следующие части моего цикла на тему «Содействие миру и стабильности в ЦА».