Site icon Factcheck

(Русский) МЕДИАКРИТИКА статьи газеты «Республика» о «контрабанде в «Манасе»

Sorry, this entry is only available in Russian.

Газета «Республика» опубликовала журналистское расследование в трех частях про логистические компании. Издание утверждает, что руководство одной из них связаны с известными политиками Кыргызстана.

В качестве доказательной базы редакция использовала письмо одной из сторон коммерческого конфликта премьер-министру КР, постановление о возбуждении уголовного дела, аудит частной аудиторской компании, проведенный по заявке ГКНБ, внутренние документы коммерческих организаций, а также личные фотографии и видео.

Factcheck.kg, в рамках работы по медиакритике, обратила внимание на нарушение этических норм в написании текста статей.

Заголовок

Заголовок является важной частью журналистского материала. Начиная с заглавия читатели получают первую информацию о статье. Заголовок задает настроение читателя.

Части расследования имеют общее название «Контрабанда в аэропорту «Манас» сменила «крышу»?» со знаком вопроса.

Является ли заголовок утверждением?

Багамова А.Р. в своей работе «Газетный заголовок как средство речевого воздействия» отмечает, что в большинстве случаев заголовки журналиста с вопросительным знаком риторические и соответственно являются утверждением. Для более точного ответа необходимо уточнить две детали:

  1. Оправдан ли знак вопроса в предложении? В данном случае постановка знака вопроса не оправдана. Вопросительное предложение выглядело бы так: Сменила ли «крышу» контрабанда в аэропорту «Манас»?

  2. Отвечает ли журналист на вопрос? В материале газеты неоднократно утверждается, что это контрабанда и называются политики, которые по утверждению газеты являются «крышой».

Соответственно заголовок мы можем рассматривать как утверждение.

Само обвинение в контрабанде и коррупции до приговора суда является нарушением статьи 13 Этического кодекса журналиста. Она гласит: «Освещение судебных процессов должно быть непредвзятым к обвиняемым. Журналист не может называть человека преступником до соответствующего решения суда. При создании материалов журналисту необходимо воздержаться от обнародования фамилий и имен, фотографий людей, подозреваемых в преступлениях, за исключением тех случаев, когда они являются известными личностями, сами раскрывают свою идентичность или в ситуациях, предусмотренных законодательством».

Использование тюремного жаргона «крыша» носит эмоционально-оценочный характер по отношению к героям статьи. Эмоционально-оценочные утверждения – один из элементов манипуляций текстом.

Язык унижения, оскорбления – инвективная лексика

В статьях журналист использует инвективную лексику. Она используется в следующих целях:

  1. Отрицательное оценочное изложение;

  2. Стремление понизить статус адресата.

В судебной лингвистической экспертизе во многих странах используют понятие инвективной лексики, юридически оскорбление в отношении адресата в публичном пространстве приравнивается к мелкому хулиганству.

В законодательстве Кыргызстана в нормативно-правовых актах не используется это понятие. Но есть другие смежные нормы – такие как нанесение урона чести и достоинства.

Согласно определению центра экспертиз при Институте судебных экспертиз и криминалистики (Россия) инвективная лексика — это слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания интенцию (намерение) говорящего или пишущего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи или третье лицо, обычно сопровождаемое намерением сделать это в как можно более резкой и циничной форме.

Инвективная лексика в статьях «Контрабанда в аэропорту Манас сменила «крышу»?» присутствует в следующих цитатах:

Как мы отмечали выше статья 13 Этического кодекса журналистов запрещает называть человека преступником до соответствующего решения суда.

«Освещение судебных процессов должно быть непредвзятым к обвиняемым. Журналист не может называть человека преступником до соответствующего решения суда».

Но в данном случае автор статей пренебрег нормой. В тексте есть прямые обвинения и утверждения на основе предположений и данных незавершенного уголовного дела.

Автор материалов пишет в утвердительной форме еще до решения суда.

Примеры из текста, нарушающие принцип презумпции невиновности (цитаты):

Частная и интимная жизнь

Статья 11 этического кодекса журналистов КР: «В своей работе журналист должен с уважением относиться к частной и интимной жизни каждого человека. Вторжение в частную и интимную жизнь допустимо в тех случаях, когда действия героя материала имеют социальное значение или представляют интерес для общества. Перед обнародованием подобных материалов журналист должен проверить, не будут ли при этом затронуты права третьих лиц».

В материалах была использована фотография и видео из личного архива, на которых видны не только заранее обвиненные объекты статьи, но и другие люди.

Фотография служит косвенным доказательством возможной «коррупции». В то время как видео ничего не доказывает и выставлена лишь для того, чтобы показать объекта статьи в невыгодном свете. При этом частная видеосъемка затрагивает права третьих лиц, присутствовавших на мероприятии.

Факты и мнения должны быть отделены

Этический кодекс журналиста КР 10 статья: «Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга».

Перемешивание мнения журналиста с фактическим материалом характерно для журналистики советского периода. Но на сегодняшний день выработаны международные стандарты журналистики. Мнение журналиста должно быть отделено от фактов. В рубрике авторская колонка допустимо собственное мнение автора. Но рассматриваемая серия статей опубликована не в рубрике «Блоги» или «Колонка», а позиционируется как журналистское расследование. Соответственно, мнение автора по международным стандартам должно быть отделено от основного материала, иначе это является нарушением этических норм.

Манипуляции

В тексте статей также использованы некоторые методы манипуляции. Предоставляя слово только одной стороне конфликта, редакция использует метод манипуляции, известный как «перспектива».

«Освещая какой-либо конфликт, «независимые» СМИ дают слово только одному участнику и фактически играют на его стороне, создавая одностороннюю перспективу», – из Энциклопедии методов пропаганды, Виктор Сороченко.

В заголовках и тексте также встречаются примеры использования метода пропаганды, именуемого «повторение» – неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру.

Вывод:

  1. Статьи «Контрабанда в аэропорту «Манас» сменила «крышу»?» нарушают следующие требования закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста»:

2. Нарушены несколько статей Этического кодекса журналиста КР. В частности:

  1. В материалах использована инвективная лексика (оскорбляющая и унижающая достоинство героев статьи), что нарушает нормы законодательства КР.

  2. В тексте использованы тюремный жаргон и манипуляции.

Exit mobile version