Site icon Factcheck

Снова плагиат: Администрация президента скопировала закон «О СМИ» с российского законодательства

Фото: «Радио Азаттык»

Служба информационной политики администрации президента вынесла на общественное обсуждение новый законопроект «О средствах массовой информации». Редакция Factcheck.kg проверила текст законопроекта на уникальность и изучила его. 

Копипаст 

С помощью сервиса по анализу текста на уникальность мы выявили, что законопроект был практически полностью скопирован с проекта закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». 

Были обнаружены сходства 53-х статей документа от 66% до 100%. При этом стоит отметить, что наименьший процент сходств был выявлен лишь в нескольких статьях: №1 – 66%, №33 – 65%, №4 — 71. В остальных статьях разница заключается в названиях государственных органов и стран – то есть просто заменена «Российская Федерация» на «Кыргызская Республика». 

Так, к примеру, в статье №1 разница лишь в первом предложении. В новом проекте закона “О СМИ” говорится, что в “Кыргызской Республике каждый имеет право свободно выражать свои взгляды и мнения, распространять их в печати и других средствах массовой информации, получать при их посредничестве информацию по любому интересующему вопросу общественной и государственной жизни”.

В тоже время в российском законе это не прописано. Однако второй и третий пункты почти полностью совпадают с проектом закона КР. 

Законопроект КР
Законопроект РФ
Законопроект РФ

Что стало причиной изменения закона?

В справке-обосновании говорится, что такое решение было принято в связи с “устареванием действующего Закона КР «О средствах массовой информации»”. Текущий законопроект был принят в 1992 году, а в последующие годы в документ вносились правки и дополнения. 

По данным службы информационной политики администрации президента, "правовой ресурс действующего закона исчерпан, не соответствует реалиям современного общества и поэтому необходимость принятия нового закона становится очевидна". 

Кроме того, отмечается, что со второй половины 90-х годов прошлого века Кыргызстан стал частью глобального информационного общества. 

Сегодня Интернет стал повседневной реальностью. Появился новый вид средств массовой информации – сетевые СМИ. Между тем, в действующем Законе о СМИ цифровые телекоммуникационные сети «Интернет» в настоящее время никак не урегулированы в правовом отношении. И чем дольше они будут пребывать в зоне правовой неопределенности, тем хуже для общества, для государства, для граждан”, – говорится в сообщении. 

Законопроектом предлагается внести большое количество изменений в вопросах правового регулирования деятельности СМИ по сравнению с действующим законом, которые имеют наиболее высокие риски ограничения прав и свобод человека на свободу слова и выражения. 

Концепция документа заключается в следующем:

Согласно правовому анализу “Правовой Клиники “Адилет” в законопроекте есть “серьезные риски неправомерных и недопустимых отступлений от гарантий прав человека на свободу выражения мнения. Ряд предлагаемых проектом норм не соответствует базовому принципу правовой определенности, что может приводить к произвольному применению закона на практике, в некоторых статьях усматривается дискриминационный подход”. 

В экспертизе юристов "Институт Медиа Полиси" говорится, что предлагаемый законопроект “О СМИ” – не что иное, как принуждение общества к потреблению товара, в котором общество не нуждается. 

Роль независимых СМИ, свободных журналистов заключается в том, чтобы быть тревожной кнопкой, пожарной сигнализацией, предупреждая общество на ранней стадии о системных ошибках или надвигающихся кризисах в управлении. Освещение журналистами проблем позволяет уполномоченной обществом власти предотвратить или смягчить негативные последствия от ошибочных решений. Однако, нередко журналистские расследования угрожают определенным корыстным интересам во власти. Для того, чтобы заглушить эти голоса, и предлагается данный законопроект”, – говорится в сообщении.

Вывод: новый проект закона, внесенный на общественное обсуждение службой информационной политики администрации президента «О средствах массовой информации», имеет сходства от 66% до 100% с законом Российской Федерации “О средствах массовой информации”. 

Exit mobile version