«Безопасный город»: выводы после анализа полумиллиона данных

5 сентября 2019 года водитель микроавтобуса марки «Мерседец-Бенц Спринтер» сбил 42-х летнего мужчину. Трагедия произошла на пересечении ул. Елебесова и переулка Зайсанского. Мужчина переходил дорогу по пешеходному переходу. Водитель сбил его насмерть, даже не нажав на педаль тормоза…

21 октября 2019 года на пересечении улиц Льва Толстого и Матросова произошла страшная трагедия. Водитель минивэн сбил насмерть мужчину, когда тот переходил дорогу. ДТП произошло прямо на пешеходном переходе…

Вечером 30 октября водитель автомобиля «Тойота Ноя» сбил женщину на пересечении пр.Чуй и ул. Калыка Акиева. От полученных травм она скончалась на месте, а водитель скрылся с места происшествия…

Каждый год в Кыргызстане происходит более 6 тыс. ДТП и обрывается жизнь около 700 наших соотечественников. 

Как работает “Безопасный город”

Для снижения смертности и количества ДТП на дорогах правительство запустило проект “Безопасный город”. Он заработал весной 2019 года. Его первый этап охватил город Бишкек и его окрестности.  С марта по май на 38 перекрестках и 4-х путепроводах столицы были установлены камеры. Еще 48 аппаратно-программных комплексов (АПК) установили на трассах: на объездной дороге, по пути в аэропорт, в сторону Кара-Балты и по трассе Бишкек — Нарын — Торугарт.

Полный список  участков с камерами наблюдений можно посмотреть на карте по ссылке:

С момента запуска проекта прошло уже больше полугода. Стал ли город за это время  безопаснее? Насколько проект выполняет свою задачу? Сколько еще дорожных участков нужно охватить камерами наблюдения для того, чтобы проект был эффективным и решит ли это основную задачу проекта?

Госорганы, сравнив данные по ДТП и жертвам за 2018 и 2019 годы в тех местах, где были установлены камеры, пришли к оптимистичному  выводу:  количество ДТП и жертв действительно снизилось.  За время работы проекта, с марта по сентябрь 2019 года зафиксировано 52 ДТП, а в прошлом году за аналогичный период их было 92. Власти рапортуют — количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 43%,  а число жертв почти наполовину.

Но это касается только тех участков, где установлены камеры. Если учесть все ДТП Бишкека, показатели будут другими. Общее количество аварий в 2019 году (с марта по сентябрь) выросло на 8% по сравнению с 2018 годом, а число жертв — на 9%. Возможно, водители стали осторожнее только там, где установлены камеры?

Экс-зампредседателя ГКИТиС (ныне зампредседателя Налоговой службы), Кубаныч Шатемиров отмечает, что 812 камер наблюдений, которые установлены сейчас на 38 перекрестках и 4-х путепроводах для Бишкека, катастрофически мало.  В следующем году начнется реализация второго этапа “Безопасного города”, тогда аппаратно-программными комплексами будут оснащены еще 306 точек на основных участках стратегических дорог страны — 266 стационарных и 40 передвижных. Однако, по словам Шатемирова, цель проекта уже сейчас достигнута.

Шатемиров: “Если нам удалось спасти хотя бы одну жизнь, проект действительно заработал.  Ведь наша задача не заработать деньги на штрафах, а спасти жизни наших граждан, пусть даже если государство не получит планируемую прибыль”.

Другого мнения на дорожную безопасность исполнительный директор Фонда “Сорос-Кыргызстан” Шамиль Ибрагимов. Магистрант Гарвардского университета изучал урбан-инновации и использование технологий в городском управлении. Ибрагимов объясняет, что с установлением дополнительных камер корень проблемы не решится. Те, кто сознательно нарушают правила, безусловно, начинают это делать меньше. Но зачастую, говорит он,  травмы и смерти на дорогах являются результатом неправильной инфраструктуры.

Ибрагимов: “Инфраструктура должна учитывать риск человеческой ошибки”

“А для того чтобы правильно ее выстраивать,  надо понять, какие события происходят на том или ином участке дороги, нужно выявить причинно-следственные связи. И только после анализа всех этих данных подстраивать инфраструктуру под поведение самих людей, — отмечает Ибрагимов, — если мы говорим о “Безопасном городе” как о концепции общей безопасности, то тотальное наблюдение не дает никакой ценности. Оно лишь фиксируют преступление. Да, может быть раскрываемость повысится, но проблему безопасности не решит”.

“Безопасный город” в данных

Может быть, данные подскажут ответ — стал ли безопаснее “Безопасный город”? По запросу в ГКИТиС мы получили информацию за период с 4 марта, даты запуска проекта, по 9  сентября. За это время, то есть всего за полгода, камеры  зафиксировали более полумиллиона нарушений ПДД. Общая же сумма выставленных штрафов составила около 1,3 млрд сомов.

Как мы считали полученные данные

Из более полумиллиона штрафов менее половины — 42% оплачены. При этом почти каждый водитель, оплативший штраф, воспользовался 50% скидкой. В результате этого штрафов собрали только на 289 млн сомов. Это пятая часть от общей суммы.

Кому идут эти деньги? Тендер на реализацию проекта “Безопасный город” выиграла российская компания “Вега”, сумма контракта составила  2,3 млрд сомов. Некоторые по ошибке полагают,  что все деньги от штрафов поступают на счет “Веги”. Но на самом деле эта компания получает в среднем лишь 217 сомов с одного штрафа, и только в том случае, если водитель оплатил. Оставшаяся сумма штрафа по закону распределяется  между госорганами.

Правительство делало ставку на то, что из оплаченных штрафов в течение 5 лет удастся  собрать 2,3 млрд сомов. Но насколько это реально? Данные за полгода говорят о том, что чем больше времени проходит со дня запуска проекта, тем реже люди оплачивают штрафы. Если в марте количество погасивших задолженность водителей  составляло 72% от общего числа нарушивших  ПДД, то в апреле —66%, в мае—62%, в июле— 45%, а в августе и вовсе — 14%. Соответственно, из месяца в месяц, количество злостных неплательщиков, напротив, растет.

Где и как нарушаются ПДД?

За полгода камеры зафиксировали следующее:  215 тыс. водителей нарушили ПДД больше полумиллиона раз. В среднем же на одного водителя приходится 6 тыс. сомов штрафа.

Однако среди водителей есть и те, у кого накопилась гигантская, по кыргызстанским меркам, сумма штрафов: 100, 200 и 300 тыс. сомов.

Так, 86 водителей “заработали” штрафы на сумму более 100 тыс. сомов, 582 водителя задолжали государству от 50 тыс до 100 тыс. сомов, 7632 водителя должны в госказну от 20 до 50 тыс. сомов. Наконец, еще 25 тыс. водителей должны выплатить штраф от 10 до 20 тыс.  сомов.

На каких автомобилях ездят нарушители ПДД? Самым “злостным нарушителем” оказался водитель автомарки Mazda 323. На втором месте водитель Honda Odissey, на третьем—Ravon R4. Замыкает рейтинг водитель микроавтобуса. К слову, в ТОП-10 злостных нарушителей 2 водителя бусов. Оба должны выплатить государству более 200 тыс. сомов.

Анализ данных показывает, что шквал нарушений наблюдается в обед. С 13:00 до 15.00  наступает самое “опасное” время суток — именно в это время камеры наблюдения зафиксировали наибольшее количество нарушений.

Больше половины из тех, кто получил штрафы, превысили скорость. Из каждых пяти водителей двое превысили скорость на 10-20 км, еще один — от 20 до 40 км. Один  не выполнил  требования дорожных знаков.

Больше всего нарушений камеры зарегистрировали на трассах. Так, по трассе Бишкек — Торугарт в Чуйской области число выявленных нарушений достигло 27 тыс. А те, кто направлялся в Ош, нарушили 25 тыс. правил дорожного движения. Чуть меньше не выполнили требования ПДД на пути в аэропорт “Манас” — 21 тыс. факт нарушений.

В самом городе водители также не особо осторожны. Данные помогли выявить ТОП самых опасных участков  Бишкека. Интересно, что  очень часто нарушаются правила на путепроводах столицы:

  • путепровод по проспекту Манаса — 22 тыс. нарушений;

  • путепровод по ул. Ибраимова   —  16 тыс. нарушений;

  • путепровод по ул. 7 апреля  — 15 тыс.нарушений;

  • путепровод по ул. Байтик Баатыра — 9 тыс. нарушений.

Практически все на этих участках превысили скорость. На некоторых перекрестках Бишкека ситуация не лучше.

К примеру, 26 тыс. нарушений зафиксировали камеры наблюдения на пересечении проспекта Чуй и улицы Курманжан Датки. Этот участок по праву можно назвать самым опасным перекрестком города.

ТОП-5 опасных перекрестков столицы  выглядит так:

  • пр.Чуй — Курманжан Датки  — 26 тыс. нарушений

  • пр.Жибек Жолу — ул. Ю.Абдрахманова —   17 тыс. нарушений

  • пр. Жибек Жолу — Курманжан Датки —15 тыс. нарушений

  • 7-Апреля — ул. М.Горького — 14 тыс. нарушений

  • ул. Ю.Абдрахманова — ул. Ж.Боконбаева — 14 тыс.нарушений.

Мы нарисовали подробную карту с указанием мест и  количества нарушений.  Для того чтобы узнать количество нарушений, кликните отмеченное место на карте.

Что в итоге? 

  • Анализ данных показывает, что люди за рулем стали чуть осторожнее,  но только в тех местах, где установлены камеры. А сознательно нарушать ПДД там, где  нет камер, не перестали. Об этом говорят и растущие данные по количеству ДТП и жертвам на дорогах.

  • Водители не перестают нарушать ПДД. Если сравнить данные по количеству нарушений с момента установки камер “Безопасного города”, можно заметить, что число нарушений на перекрестках с видео-и фотофиксацией с каждым месяцем только росло, а не снижалось.

  • Тревожный тренд — с каждым месяцем люди все меньше платят за штрафы.

  • Среди водителей есть те, у кого накопились огромные суммы штрафов.

  • Несмотря на то, что 42% водителей оплатили штрафы, в целом за полгода из общей суммы штрафов правительству удалось собрать лишь одну пятую часть.

  • Чтобы сделать город действительно безопасным, важно проводить анализ всех данных, касательно каждого ДТП, выявлять причинно-следственные связи и подстраивать инфраструктуру под поведение самих людей.

Полный анализ  о том, как работал проект “Безопасный город” за полгода с оригинальными данными от ГКИТиС вы можете скачать здесь.

Над материалом работали: Асель Сооронбаева, Назигуль Джусупова.

Дата-редакторы: Анастасия Валеева, Чолпон Узакбаева.

Иллюстрация: Жусуп Тенти

Данная публикация создана стипендиатами программы по дата-журналистике проекта «Медиа-К» «Интерньюс в Кыргызстане», реализуемого при поддержке USAID в КР в партнерстве со Всемирным банком, DFID и IDEM. Ментором программы выступает Анастасия Валеева. Мнения и выводы в материале не обязательно отражают мнение «Интерньюс» и его партнеров.