Фоточек: Шедевры каменного века или искусство эпохи Возрождения?
В Telegram появилась рассылка с изображением ряда сложных архитектурных деталей. В описании утверждается, что «в каменном веке «варвары» выделывали на камнях сложные узоры». Авторы также сравнивают высокий уровень работ прошлого с современностью, называя ее веком пластиковым.
Редакция Factcheck.kg проверила эту информацию.
Каменный век
Каменный век — культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня. Употреблялись также дерево и кость, а обработка металлов отсутствовала. На позднем этапе каменного века распространилась и обработка глины, из которой делалась посуда. Этот период совпадает с большей частью эпохи первобытно-общинного строя и охватывает время, начиная с выделения человека из животного состояния (около 1 млн. 800 тыс. лет назад) и кончая эпохой распространения первых металлов (около 8 тыс. лет назад на Древнем Востоке и около 6-7 тыс. лет назад в Европе).
Помимо орудия труда и оружия из камня, для эпохи характерны наскальные рисунки, примитивные фигуры и статуэтки из камня и глины.
Что изображено на фотографиях?
Через обратный поиск по изображению мы выяснили, что фотографии декоративных архитектурных элементов, использованные в рассылке, сделаны в разных местах планеты. Удалось определить индийский храм Каши Радж Кали, итальянскую Базилику Санта-Кроче, Королевский Дворец в Камбодже, испанский Гражданский университет Саламанки и Загребский собор в Хорватии.
Храм Каши Радж Кали
Индийский храм Каши Радж Кали украшен барельефами, декоративными элементами и скульптурными ансамблями. Он находится в городе Варанси. Храм построен приблизительно 200 лет назад и служил частным храмом для королевской семьи. Декор храма искусно выполнен из камня и считается произведением искусства в архитектуре.
Базилика Санта-Кроче (церковь Святого Креста)
Базилика Санта-Кроче (церковь Святого Креста) расположена в итальянском городе Лечче. Является одним из старейших культовых сооружений Флоренции и одной из крупнейших францисканских церквей в мире. Знаменита своими произведениями искусства и захоронениями. Представляет собой монументальный комплекс. В комплекс входит сама церковь с часовнями, фресками знаменитых художников и многочисленными усыпальницами великих людей Италии, в том числе Микеланджело и Галилея, а также монастыри с музеем, ризница, склеп, часовни Пацци и Медичи.
Базилика выполнена в стиле барокко, главный фасад сделан из мрамора.
Закладку церкви относят к 1295 году. С того момента комплекс претерпевал различные трансформации, модификации и реставрации. Наиболее важным преобразованием являются изменения, сделанные в XVI веке. Некоторые фасадные работы завершены только в середине XIX века.
Ступа короля Нородома Сурамарита
На одной из фотографий рассылки изображен фрагмент Ступы короля Нородома Сурамарита около Королевского Дворца в Камбодже. Монумент представляет образец кхмерской архитектуры, украшен множеством декоративных элементов и по праву считается произведением искусства. Однако сооружена Ступа уже в середине XX века, после смерти короля Нородома Сурамарита в 1960 году, поэтому является современным произведением искусства.
Гражданский университет Саламанки
На этой фотографии запечатлен фасад Гражданского университета Саламанки в Испании.
Здание Саламанкского университета принадлежит к числу наиболее ярких произведений платереско (архитектурный стиль испанского Возрождения). Дошедшее до нас здание строилось в эпоху католических королей и было закончено в 1529 г. Фасад оформлен с использованием декоративного камня.
Загребский собор
Еще на одном рассылаемом изображении запечатлена каменная арка у входа в Загребский собор.
Собор Вознесения Девы Марии и Святых Степана и Владислава, называемый еще Загребским является достопримечательностью Хорватии. Строительство собора началось в 1093 году и было завершено в 1217 году. С того момента оно неоднократно разрушалось, его регулярно перестраивали и реконструировали. В 1880 году храм серьёзно пострадал в результате сильного землетрясения и был заново восстановлен с сохранением неоготического облика здания.
Вывод: неправда. Приведенные изображения архитектурных объектов никак не связаны с каменным веком и были созданы в течение нескольких последних веков.