Постправда: когда факты уступают место эмоциям и мнениям. Как понять, во что верить?

В мире, где каждый из нас находится в непрерывном информационном потоке, мы неизбежно сталкиваемся с большим количеством недостоверных сведений. СМИ между тем, в поисках увеличения трафика и привлечения внимания аудитории, все чаще прибегают к тактике постправды, искусно играя на эмоциях читателей и тем самым манипулируя их сознанием. Это явление получило название «постправда».

Что это такое и как не попасться на уловки СМИ, расскажет редакция Factcheck.kg. 

Что такое постправда?

Постправда – это явление, когда факты оказывают меньшее влияние на формирование общественного мнения, чем эмоции и личные убеждения. Иными словами, наши убеждения оказываются сильнее фактов. 

Основными чертами постправды является оперирование к оппоненту с позиции стереотипного «образа врага», нагнетание и усиление эмоциональной окраски события, реакция с позиции предубеждения, эмоций, стереотипов. Все эти методы используются политикой постправды с целью влияния на аудиторию. Таким образом, вместо фактов, в обществе могут усиливаться популистские или же радикальные идеи, и поэтому очень важно провести просветительскую деятельность.

Считается, что впервые слово «постправда»  упоминалось в 1992 году в эссе покойного сербско-американского драматурга Стива Тешича в  журнале The Nation. Спустя почти 20 лет стало словом года.

Так, в  2016 году Оксфордским словарем, после долгих дискуссий, дебатов и исследований, постправда была признана главным словом года, поскольку частота ее использования резко выросла во время референдума по выходу из Евросоюза в Великобритании. 

Тогда сторонники выхода брексита активно продавливали, будто членство в ЕС еженедельно обходится в 350 млн фунтов стерлингов. Такая идея сработала на жителей Великобритании и ее поддержали. Однако, как выяснилось позже, это были неверные подсчеты. 

Один из главных идеологов кампании Арон Бэнкс пояснил позже:

«Уже было сказано, что факты не работают, вот и все. Те, кто хотели остаться в ЕС, использовали факты, факты и факты без конца. Это просто не работает. Нужно найти эмоциональную связь с людьми. Так побеждает Трамп».

Во время президентских выборов в США в 2016 году, по данным PolitiFact, во время предвыборной гонки заявления Дональда Трампа почти  на 70% были в основном ложными или полностью ложными, 14% – наполовину правдивыми и только 4% – чистой правдой. 

Трамп заявлял, что Хиллари Клинтон – преступница, а Барак Обама родился за пределами Штатов, в Кении. Публика, в свою очередь, верит заявлениям Дональда Трампа. Опровержения публикуются быстро, но читают их далеко не все. 

Именно так работает постправда. Производится информационный вброс новости, которая  вызовет эмоциональную реакцию, а опровержение к этой новости прочитают не все. Таким образом, читатели остаются обманутыми или же придерживаются личных убеждений и игнорируют факты. 

Также эффект постправды работает и в научной среде. Интересным примером постправды в научной сфере являются споры и обсуждения по поводу вакцинации. Обсуждения начались после публикации в 1998 году в журнале The Lancet работы Эндрю Уэйкфилда и 12-ти его коллег, которые утверждали, что существует связь между аутизмом и вакциной против кори, паротита и краснухи. В течение нескольких лет Уэйкфилд был полностью дискредитирован: было показано, что он манипулировал своими результатами и что у него были серьезные необъявленные конфликты интересов, включая патент на альтернативную вакцину.

В 2010 году редактор журнала The Lancet опубликовал опровержение этой  статьи, назвав ее «абсолютно ложной», но было уже слишком поздно. К тому времени средства массовой информации эмоционально осветили новость о связи между вакцинацией и аутизмом. Более того, она стала общепринятой и попытки развенчать углубляли и еще больше закрепляли информацию, поскольку научные данные противопоставлялись личным переживаниям людей.

В чем еще состоит сложность в борьбе с потсправдой? 

Также необходимо учесть, что все мы находимся в “информационном пузыре”. Социальные сети работают так, что они полностью подстраиваются под наши предпочтения, то есть персонализируют. Например, это выглядит так: у вас в ленте новостей есть друзья, которые поддерживают Дональда Трампа и постоянно размещают ссылки на статьи о нем. Помимо поклонников Трампа, среди ваших друзей могут быть и поклонники Хилари Клинтон, которые часто делятся постами о ее деятельности. 

Эти новости вы видите в ленте. В то же время, если вам больше импонирует работа Клинтон, вы с большей вероятностью будете кликать эти новости. Неудивительно то, что через некоторое время вы не увидите в своей ленте новостей ни одного поста от ваших друзей о Дональде Трампе. Даже если они вдруг начнут писать о нем.

На что стоит обращать внимание в эпоху постправды? 

Как мы разобрали выше, постправда создает серьезные вызовы для общества. Редакция Factcheck.kg подготовила несколько способов, как можно противодействовать постправде:

  • В первую очередь, необходимо развивать свои информационные навыки, образование и критическое мышление. Учите детей и молодежь умению анализировать информацию критически.
  • Безусловно, необходимо проверять информацию перед ее распространением. Сравнивайте разные источники и проверяйте факты.
  • Будьте ответственными при распространении информации и  избегайте передачи или видеоролики с непроверенными данными.
  • Стремитесь развивать навыки медиаграмотности. Понимайте, как работает СМИ и основные принципы журналистики.
  • Поощряйте открытый и конструктивный диалог с теми, кто распространяет постправду. Попытка понять и объяснить точку зрения может быть эффективнее конфронтации.

Подытоживая, стоит отметить, что борьба с постправдой – это задача всего общества, и каждый человек ответственен и может внести свой вклад в укрепление правдивой информации и здравого смысла в обществе.