
Еженедельная газета «Дело№..» 13 марта опубликовала статью под названием «Шабаш педиков и лесбиянок в центре Бишкека». В материале речь идет о марше в защиту прав и свобод женщин и уязвимых групп, который прошел в столице КР 8 марта 2019 г.
Заголовок
Заголовок носит оскорбительный характер о гражданах нетрадиционной сексуальной ориентации, написанный в уничижительном тоне.
«Шабаш», согласно словарям, используется в двух значениях: 1. субботний отдых, предписываемый еврейской религией; 2. ночное сборище ведьм.
Марш проходил 8 марта, в пятницу, и редакция, очевидно, использовала слово «шабаш» не в 1-м значении.
Слово «педик» — в словарях дается несколько определений, в том числе «синоним к слову гей, но в оскорбительном ключе».
Смотрим другие источники. Исторический словарь галлицизмов русского языка (Николай Иванович Епишкин, 2010) дает два определения слова:
I.
ПЕДИКI а, м. pédagogue m. 1. мол., шутл. Студент педагогического института, университета. Педикигуляют, госы сдали. Никитина 1998.
2. шутл.-ирон. Учитель. Контрольной — то не будет, завтра педики бастуют. Запись 1999 г. Мокиенко 2000.
II.
ПЕДИКII а, м. pédéraste m. пренебр., насмешливо. Гомосексуалист. Розова 1999. Маникюр — медикам, педикюр — педикам. Рус. радио 1998. // Мокиенко 2000.
Текст статьи
В тексте использованы некоторые приемы манипуляции. «Бишкекчан такое зрелище не только удивило, но и разгневало. Люди почувствовали себя обманутыми и оскорблёнными» — налицо использование обобщения без ссылок на опросы общественного мнения. Редакция не уточняет, где и когда ее сотрудники собирали мнение бишкечан, которые бы заявили, что их «разгневало» мероприятие.
Автор статьи ссылается на «бишкекчан» и неизвестных «людей», используя метод манипуляции «мнения масс».
«ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО ПРИЕМА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОДБОР СУЖДЕНИЙ, ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ФРАЗ, СОЗДАЮЩИХ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, БУДТО ТАК ДЕЛАЮТ ВСЕ. СООБЩЕНИЕ, НАПРИМЕР, МОЖЕТ НАЧИНАТЬСЯ СЛОВАМИ: «ВСЕ НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ ПОНИМАЮТ, ЧТО…» ИЛИ «НИ ОДИН ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК НЕ СТАНЕТ ВОЗРАЖАТЬ, ЧТО…» И Т. П. ПОСРЕДСТВОМ «ОБЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ» У ЧЕЛОВЕКА ВЫЗЫВАЮТ ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО ЧЛЕНОВ ОПРЕДЕЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ, С КОТОРОЙ ОН СЕБЯ ИДЕНТИФИЦИРУЕТ ИЛИ МНЕНИЕ КОТОРОЙ ЗНАЧИМО ДЛЯ НЕГО, ПРИНИМАЮТ ПОДОБНЫЕ ЦЕННОСТИ, ИДЕИ, ПРОГРАММЫ И Т. П.» — ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МЕТОДОВ ПРОПАГАНДЫ, ВИКТОР СОРОЧЕНКО, 2002 Г.
«Организаторы акции заблаговременно до её проведения выбрали скандал как метод информационной раскачки. И сделали они это едва ли случайно» — предположения автора выдаются за факт.
«Безусловно, были на марше и женщины, и правильные лозунги. Одна девушка держала плакат с надписью: «Одной Бурулай вам недостаточно?», напоминая об убийстве 19-летней Бурулай Турдали кызы, которая погибла в отделении милиции от рук похитившего её с целью женитьбы Марса Бодошева. Но все лозунги, призывающие к защите девушек и женщин от произвола, утонули и затерялись на фоне выпятившихся в первые ряды представителей нетрадиционной сексуальной ориентации» — в тексте использован метод «ядовитый сендвич». Этот прием активно использует возможности психологического влияния за счет структуризации текста.
«ВСЕГДА ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ НЕ ЛГАТЬ, А ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК НЕ ЗАМЕТИЛ «НЕНУЖНОЙ» ПРАВДЫ. КОММУНИКАТОР ДАЕТ ПОЗИТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ МЕЖДУ НЕГАТИВНЫМ ПРЕДИСЛОВИЕМ И НЕГАТИВНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ. ПРИ НАЛИЧИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОПЫТА КОММУНИКАТОРА, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ КАК БЫ ИСЧЕЗАЕТ ОТ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ. ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ПРИЕМ, АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ТЕМИ СМИ, КОТОРЫЕ ПРЕТЕНДУЮТ НА «ОБЪЕКТИВНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ СОБЫТИЙ» И СТРЕМЯТСЯ СОЗДАТЬ СЕБЕ ИМИДЖ В СТИЛЕ «ТОЛЬКО ФАКТЫ, НИЧЕГО КРОМЕ ФАКТОВ». ПРИ ТАКОМ СТРУКТУРИРОВАНИИ СОБЫТИЙ ОБЪЕКТИВНОСТЬ ФОРМАЛЬНО СОБЛЮДЕНА, НО ЭФФЕКТ «НЕНУЖНЫХ» СООБЩЕНИЙ ДЕВАЛЬВИРОВАН» — ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МЕТОДОВ ПРОПАГАНДЫ, ВИКТОР СОРОЧЕНКО, 2002 Г.
В тексте также встречаются примеры использования метода манипуляции «констатация факта». Виктор Сороченко описывает его так:
«ЖЕЛАЕМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ ПОДАЕТСЯ СМИ КАК СВЕРШИВШИЙСЯ ФАКТ. ЭТО ОСНОВАНО, ПО СУТИ ДЕЛА, НА ГИПНОЗЕ АУДИТОРИИ».
Похожий прием использован и при цитировании: «Сегодня случилось историческое событие в Кыргызстане. Впервые прошёл полноценный гей-парад со всеми необходимыми атрибутами ЛГБТ – международным радужным флагом, флагом местного гей-сообщества и плакатами. Первый гей-парад в Центральной Азии. Теперь наша страна никогда не будет прежней. Добро пожаловать в новый мир», – с нескрываемой иронией и горьким разочарованием написал в соцсетях бишкекчанин Владимир Цай». Автор не просто цитирует пользователя соцсетей, а сопровождает это комментарием «с нескрываемой иронией и горьким разочарованием написал в соцсетях бишкекчанин Владимир Цай», хотя ему доподлинно неизвестно, с какими чувствами тот размещал публикацию в соцсетях.
«Нескрываемая ирония» и «горькое разочарование» — желаемая реакция на марш, которая выдается за действительное. Цель подобных комментариев — создание контекста, в котором мысли человека идут в нужном направлении. Цитата сопровождается интерпретацией комментатора, который держит читателя в нужном русле.
«Среди пришедших ожидаемо оказались и главные защитники «демократических ценностей» в Кыргызстане – небезызвестные Эдиль Байсалов, Рита Карасартова и Равшан Жээнбеков», а также упоминается глава правозащитной организации «Бир дуйно — Кыргызстан» Толекан Исмаилова. Причастность к правозащитной деятельности и частые поездки за границу не делают этих людей «главными защитниками» каких бы то ни было ценностей.
«Помимо тех, кто захотел поблагодарить руководство столицы за проведённый гей-парад, нашлись и те, кто высказался категорически против. И таких – большинство» — газета не приводит никаких исследований или результатов опросов, доказывающих, что «таких большинство».
«Через два дня после позорного мероприятия, устроенного гомосексуалистами и лесбиянками, свою позицию официально озвучил и глава города» — марш в защиту прав и свобод женщин и уязвимых групп, который прошел в столице КР 8 марта, организован феминисткой Гуляим Айылчи. Официально она еще нигде не признавалась, что является лесбиянкой.
Фотографии и подписи
Отдельно рассмотрим фото и подписи к ним. Фотографию, где участники делают групповое фото возле памятника Курманджан Датке, редакция подписала: «Алайской царице в самом страшном сне не могло привидеться, что когда-нибудь её потомки, став извращенцами, на фоне её памятника устроят шабаш». При этом на переднем плане есть дети и люди с ограниченными возможностями. Редакция не поясняет, кого из них называет «извращенцами».
К тому же, журналист не может утверждать, что могло присниться Алайской царице. Соответственно, свои суждения автор статьи выдает за факт. К тому же, слово «извращенец» носит оскорбительный характер.
Слово «извращенцы» использовано и в подписи к скриншоту переписки одного из участников марша с пользователем соцсети «Фейсбук». Редакция пишет: «У извращенцев своё, извращённое понятие о честности и порядочности».
«Бедный, обманутый извращенцами мэр Бишкека…» — еще одна подпись к фото мэра столицы Азиза Суракматова.
Используется метод пропаганды, именуемый «повторение» — неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру.
Подпись под фотографией, на которой запечатлены некоторые участники марша: «А вас-то, господин Равшан Жээнбеков (второй справа), как занесло в эту разноцветную компанию?! Экс-депутат парламента, вроде серьёзным политиком представлялся… И такой конфуз!» Тут использован метод манипуляции «подмена понятий» (или как его еще называют «двойные стандарты»), который заключается в использовании благоприятных определений (эвфемизмов) для обозначения неблагоприятных действий и наоборот.
Вывод:
1. Анализ материала показывает, что журналист/редакция нарушили законодательство КР, этический кодекс журналиста Кыргызстана. Редакция газеты «Дело№…» нарушила основные принципы Этического кодекса журналиста КР. В частности:
- В статье 6 кодекса говорится о недопустимости использования СМИ для пропаганды половой, гендерной исексуальной нетерпимости.
- Статья 10 Этического кодекса гласит: «Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга».
- Кодекс также призывает журналистов в своей работе статья Этического кодекса 11 «В своей работе журналист должен с уважением относиться к частной и интимной жизни каждого человека…»
- Статья 9 Этического кодекса гласит: «При редакционной обработке снимков и подписей к ним, текстов, заголовков не допустимы искажение, не соответствие и фальсификация материалов…».
2. В статье имеются основные методы манипуляции и пропаганды для усиления нетерпимости к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, а также участников марша.