По следам Матраимовых. Часть 3

2 недели назад
Расследования

На прошлой неделе factcheck.kg опубликовал несколько статей по имуществу семьи Матраимовых. После этого, “Азаттык” также выпустил свое расследование под названием “По следам выведенных из Кыргызстана миллионов долларов”. В материале утверждается, что Чынара Матраимова и Русланбек Матраимов занимаются ввозом товаров из Китая. По словам перевозчиков, давших интервью “Азаттыку”, они имеют конкурентное преимущество и “буквально отобрали хлеб у местных перевозчиков”. 


Помогают ли “Тарим Трансу” Матраимовы? 

В расследовании упоминается компания “Тарим Транс”. По словам перевозчиков, эта фирма фактически стала монополистом и вытеснила остальные компании с рынка грузоперевозок. 

В интервью “Азаттыку” депутат Жогорку Кенеша Дуйшон Торокулов говорит о том, что “Тарим Транс” принадлежал другим владельцам. После компания перешла в собственность другим владельцам не без помощи Матраимовых. 

Factcheck.kg решил проверить, действительно ли семья Матраимовых имеет отношение к компании “Тарим Транс”. 

В открытых источниках информация о прежних владельцах компании отсутствует. ОсОО прошло перерегистрацию в 2016 году, когда Раим Матраимов (известный как Раим-миллион) еще был зампредседателя таможенной службы. 

Ни учредители, ни руководитель не являются ближайшими родственниками Матраимовых. Но, просматривая платежи ОсОО “Тарим Транс” в госбюджет, мы натолкнулись на перечисления через некого Сыдыкова Нурманбета Жалалидиновича. 

Выяснился интересный факт. Анализ соцсетей дал результат, что Нурманбет Жалалидинович является сыном Чынары Матраимовой (сестры депутата ЖК КР Искендера Матраимова и экс-таможенника Раима Матраимова). 

На фотографии Нурманбет Сыдыков с мамой Чынарой Матраимовой


Соответственно, делаем вывод, что компания “Тарим Транс” косвенно связана с семьей Матраимовых. В ОсОО работает член их семьи. 

Также в материале “Азаттык” приводятся слова руководителя грузоперевозчика Нурбека Керимбекова. 

Али Токтакунов (журналист “Азаттык): Говорят, что «Тарим Транс» возит груз из Китая и не платит таможенные пошлины? Насколько это соответствует действительности?

Нурбек Керимбеков: Люди будут всякое говорить. Из зависти могут наговорить все, что угодно. Пусть полностью проверят таможню. Пусть проверят заинтересованных лиц. Как не платим? Если не будешь платить, то не проедешь.

Али Токтакунов: К примеру, кое с кем делятся «долей»…

Нурбек Керимбеков: Такого нет, время не такое.

Изучив платежи ОсОО “Тамир Транс” на портале “Открытый бюджет” мы выявили следующие закономерности: 

  1. Таможенный НДС и таможенную пошлину фирма платила лишь единожды в 2017 году;

  2. После компания оплачивала лишь НДС и налог с продаж как за товар, произведенный в Кыргызстане, в бюджет с/у Кашкар-Кыштак;

  3. Максимальный фискальный платеж -  278 900 по статье “НДС ВНУТРИ КР с/у Кашкар-Кыштак”. 

Всего за два года по данным портала было перечислено в государственный бюджет лишь 15 миллионов сомов. 

Исходя из платежей, зафиксированных порталом “Открытый бюджет”, создается впечатление, что компания занимается не международными грузоперевозками большим количеством машин, а производством товаров в самом Кыргызстане. 

Примечание: Портал “Открытый бюджет” не дает полных данных по платежам, но показывает большую ее часть.


Транспортная компания Русланбека Матраимова 

Еще одна транспортная компания, связанная с семьей Матраимовых, ОсОО “Делюкс транс”. В мае 2019 года (то есть буквально месяц назад) фирма прошла перерегистрацию. 14 мая введен новый учредитель - Русланбек Матраимов. 

По данным портала “Открытый бюджет” до 31 декабря 2018 года компания “Делюкс транс” исправно платила и ввозные таможенные пошлины, и таможенный НДС. 

Что стало после внедрения в компанию члена семьи Матраимовых, проверить не удалось. Портал “Открытый бюджет” решил больше не обновлять данные и перестал фиксировать платежи этой компании с начала 2019 года. 

Для сравнения возьмем перечисления в бюджет в прежние годы компаниями “Тарим Транс” и “Делюкс транс”. По данным портала “Открытый бюджет”, фирма, изначально связанная с семьей Матраимовых, за два года оплатила лишь 15 миллионов сомов. А по компании, перешедшей семье лишь недавно, зафиксировано на портале 309 миллионов сомов. 


Учитывая свидетельствования перевозчиков, озвученных в расследовании “Азаттык”, а также учитывая данные портала “Открытый бюджет”, обращаемся к правоохранительным органам с запросом: 

  • проверить деятельность ОсОО “Тарим Транс” и “Делюкс транс”;

  • антимонопольному комитету отреагировать на жалобы конкурентов этих компаний.