Дети, играющие в компьютерные игры, лучше развивают интеллект? Проверяем

Новостные медиа и паблики в  Telegram распространили информацию о том,  что у детей, играющих в видеоигры, лучше развивается интеллект.  Якобы во время эксперимента “дети, игравшие в видеоигры, показали наибольший прирост интеллекта через 2 года. Например, у одного игрока прибавка IQ была на 2,5 балла выше, чем у обычного ребенка”.

Редакция Factcheck.kg проверила, так ли это на самом деле.

Действительно, ученые из шведского Каролинского института провели исследование, в котором приняли участие более 9000 мальчиков и девочек из США. Девяти и десятилетние дети выполняли ряд психологических тестов для оценки их интеллекта. Ученые также выяснили, сколько времени дети проводят за просмотром телевизора, играя в компьютерные игры и общаясь в социальных сетях.

Около 5000 этих детей были обследованы через два года: их попросили повторить психологические тесты. Это позволило исследователям выяснить, как изменились показатели.

Помимо тестов, были изучены такие факторы, которые могли повлиять на результаты исследований, как генетические различия, образование и доходы родителей.

В среднем дети тратили 2.5 часа в день на просмотр телевизора, полчаса на социальные сети и 1 час на видеоигры. Результаты показали, что те, кто тратил на игры больше времени, увеличили свой интеллект на 2.5 балла IQ. Эффекта, положительного или отрицательного, от просмотра телевизора или социальных сетей замечено не было.

Полученные результаты согласуются с недавними исследованиями, показывающими, что интеллект — это не константа, а качество, на которое влияют факторы окружающей среды.

Тем не менее, сами исследователи признают, что их исследование имело ряд ограничений. И главные из них — это дети только из одной страны и типы видеоигр, что не дает возможности говорить о детях из других стран и с другими игровыми привычками. К ограничением можно отнести и то, что время, проведенное за экраном и привычки оценивались самостоятельно.

Помимо этого, ученые не изучали влияние «экранного поведения» на физическую активность, сон, самочувствие и успеваемость в школе.

Вывод: не доказано. Действительно, результаты подтверждают утверждение, что время, проведенное за экраном, не ухудшает когнитивные способности детей, а видеоигры, наоборот, могут помочь повысить интеллект. Но исследование относится скорее к экспериментальным и требует дальнейшей работы, поэтому делать глобальные выводы, опираясь на него, пока рано.