Цифровая трансформация и несовершенства в законодательстве КР в сфере цифровых прав

В последние годы органы власти страны уделяют все больше внимания процессам цифровизации.  Правительство ставит задачи о внедрении информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных органов. 

Так, в рамках Национальной стратегии развития Кыргызстан на 2018-2040 годы определена задача по формированию открытого цифрового общества. В целях выполнения данной задачи планируется реализация ряда мероприятий, в том числе:

  •   предоставление цифровых государственных услуг, включающих в себя цифровое правительство, цифровое местное самоуправление, цифровой парламент, цифровую систему правосудия во всех регионах страны;
  • оказание цифровых социальных услуг (здравоохранение, образование);
  •  запуск экономических проектов (электронная коммерция, электронные финансы, цифровое сельское хозяйство);
  •  создание национальной электронной инфраструктуры;
  •  развитие цифрового контента в онлайн-среде.

В рамках реализации данного направления Советом безопасности Кыргызской Республики была принята Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023». Концепция определяет ряд задач в качестве приоритетных для выполнения органами государственной власти республики, к которым, в частности, относится:

  •  повышение навыков пользования новыми технологиями гражданами в образовании и использование их потенциала;
  •  оказание качественных государственных и муниципальных услуг;
  •  цифровизация экономики;
  •  создание инфраструктуры и платформ.

Для развития цифрового Кыргызстана была утверждена Дорожная карта, которая содержит 119 задач во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, включая вопросы цифровизации инфраструктуры, социально-экономического сектора, сферы государственного управления, деятельности правоохранительных, судебных органов. 

В апреле 2018 года в Кыргызстане была запущена система межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк». Этот государственный портал электронных услуг, позволяет органам власти и юридическим лицам обмениваться данными в автоматическом режиме. 

После смены власти 4 октября в 2020 году была принята новая Конституция КР, где  была определена обновленная структура Кабинета Министров. В состав, которого включено вновь образованное Министерство цифрового развития. При этом, министр цифрового развития является одновременно заместителем председателя Кабинета Министров. Повышение статуса уполномоченного государственного органа по вопросам цифровизации также является свидетельством того, что вопросы цифровой трансформации представляют собой одно из приоритетных направлений государственной политики страны.

Электронное и цифровое правительство 

Страны, которые проходят через цифровую трансформацию и строят цифровую экономику, внедряют полностью цифровое и умное правительство, а не электронное. Ключевое различие между моделями электронного правительства и цифрового заключается в переходе от предоставления электронных (онлайн) государственных услуг к подходу, ориентированному на использование данных. 

В свою очередь цифровые услуги, направленные на пользователя, требуют горизонтальной интеграции и взаимодействия различных государственных органов. 

Цифровая трансформация правительства подразумевает также изменения системы государственного управления. Для этого необходимо разрабатывать правовые основы цифрового управления – как управления, основанного на данных.

Структура органов цифрового управления

При анализе законодательства Кыргызстана в сфере цифровых прав выявлены несовершенства, разногласия между некоторыми законодательными актами, что порождают множество правовых коллизий. Структура органов цифрового управления фактически не функционирует. 

Кроме того, в структуре не представлены другие субъекты цифрового управления, кроме государства. Хотя для развития цифрового государства необходимо развитие цифровой экономики посредством снижения роли государства в экономическом развитии – вывод государства из регулировочных процессов.

Согласно статье 5 Закона КР «Об электронном управлении» от 19 июля 2017 года №127 координацию перехода к электронному управлению осуществляет:

  • Совет по электронному управлению и развитию информационно-коммуникационных технологий при Правительстве КР; 
  • Межведомственная комиссия по координации информатизации, обеспечивающая межведомственное согласование и координацию ведомственных проектов перехода к электронному управлению в органах исполнительной власти Кыргызской Республики, органах местного самоуправления, государственных и  муниципальных предприятиях и учреждениях, в том числе в процессе внедрения и предоставления электронных государственных и муниципальных услуг.

Однако данные совещательные органы не собирают совет и комиссию в предложенные законом сроки и не выполняют свою деятельность в полной мере в рамках законодательства Кыргызстана. К примеру, в законе прописывается, что совет согласовывает нормативно-правовые акты в сфере электронного управления, при этом на практике в последние годы законодательные инициативы принимались согласно законодательству и регламенту правительства без согласования с Советом. В рамках Указа президента КР “О дальнейших мерах цифровой трансформации КР” от 21 июля 2021 года УП №305 был реализован Наблюдательным советом по вопросам цифровизации при президенте КР, однако и он функционирует не в полной мере и не формирует единую картину цифрового развития в целом.

Стоит отметить, что предусмотренные принципы электронного управления в действующем законодательстве устарели. В сущности, электронное правительство является самой начальной стадией цифровой трансформации государства, и развиваться нужно к цифровому управлению, которое ориентируется на массовом использовании данных, когда системы автоматизированы и решения принимаются на основе данных. Также немаловажных фактором, препятствующим созданию электронного правительства, является избыточность и дублирование функций и видов деятельности в различных государственных органах. 

Более того, как было отмечено выше, законодательство Кыргызстана нуждается в совершенствовании в части регулирования деятельности новых субъектов цифровых правоотношений, то есть помимо государственных институтов в цифровом государстве важно участие негосударственных, независимых, коммерческих структур.