Влияние фактчекинга на ложное восприятие информации о Covid-19
Интересное исследование было опубликовано в одном из самых авторитетных научных изданий The Nature о влиянии фактчекинга на ложное восприятие информации о Covid-19. Исследование в виде опросов проводилось в трех странах: США, Великобритании и Канаде. В этих странах наблюдается разный уровень политического противостояния в связи с реагированием властей и общества на пандемию.
Factcheck.kg решил познакомить читателей с основными выводами этого исследования.
Дезинформация о Covid-19 широко распространяется до сих пор, вводя людей в заблуждение относительно болезни и побуждая их пренебрегать советами экспертов и рекомендациями правительства о том, как предотвратить ее распространение. В ответ журналисты и представители общественного здравоохранения приложили немало усилий для ее развенчания.
Но стали ли эти усилия успешными?
Необходимо было определить, как наиболее эффективно противостоять ложным утверждениям, которые могут не только искажать убеждения и взгляды, но и угрожать общественному здоровью. Гипотезы, которые проверили ученые, заключались в следующем.
Гипотеза H1
В исследовании изучалась эффективность фактчекинга для уменьшения фейков о COVID-19. Учитывая угрозу, которую COVID-19 представляет для здоровья и благополучия человека, это особенно важно. Более того, исследователи предположили, что фактчекинг уменьшит количество ложных представлений, особенно среди наиболее уязвимых групп.
Гипотеза H2
Так же была проверена гипотеза о том, насколько долго будет сохраняться влияние фактчекинга на ошибочные убеждения людей. Например, то же воздействие политических сообщений на общественное мнение часто быстро ослабевает. Даже с учетом определенных мотивов, люди могут быть не в состоянии запомнить надолго информацию, полученную при проверке фактов.
Результаты, полученные во всех трех странах, показали, что корректирующая информация успешно уменьшает неверные представления о COVID-19. Опрос показал, что воздействие фактчекинга снижает восприятие ложных утверждений, особенно среди наиболее восприимчивых к дезинформации людей. При этом разоблачение одной ложной информации практически не влияет на восприятие других, похожих фейков, связанных с той же темой (в данном случае Covid-19). То есть, если человек, веривший в то, что коронавирус имел искусственное происхождение, понял, что заблуждался, то он вполне может продолжить верить в то, что Билл Гейтс стремится сократить население Земли до одного миллиарда.
В то же время эти результаты показали, что эффект от фактчекинга достаточно эфемерен. Иными словами, спустя несколько недель человек может снова поверить в похожие фейковые вбросы. Поэтому для снижения восприятия ложной информации необходимо постоянное напоминание.
Необходимо учесть, что данное исследование имеет ограничения:
Во-первых, исследователи смогли проверить только четыре ложных представления о Covid-19, которые были распространены в мае 2020 года на территории трех богатых, англоязычных стран с высоким уровнем образования. Будущие исследования должны изучить более широкий спектр ложных утверждений в более широком диапазоне стран.
Во-вторых, респонденты подверглись всего двум процедурам проверки фактов, что ограничивало возможность экспертов проверить нелинейную связь между повторяющимся воздействием и эффективностью фактчекинга.
В-третьих, формат исследования не позволил изучить влияние на поведение в отношении здоровья; будущие исследования должны проверить, влияет ли фактчекинг на соблюдение рекомендаций общественного здравоохранения.
В-четвертых, был использован формат, в котором респондентам не разрешалось выбирать самостоятельно ложную информацию, которой они были подвержены; будущие исследования должны выбрать формат, который позволит оценить влияние фактчекинга в ситуациях, когда люди могут выбирать информацию, которую они потребляют.
В-пятых, исследователи не нашли доказательств того, что повторное воздействие идентичного сообщения из неуказанного источника увеличивает его влияние на убеждения. Будущие исследования должны проверить, будет ли такое воздействие иметь больший эффект, если сообщение было доставлено из нескольких источников.