Бывшие осужденные, чиновники, кандидаты в депутаты — кто хозяева домофонных компаний Бишкека

Домофонные компании Бишкека ежемесячно взимают со своих клиентов абонентскую плату в размере от 25 до 35 сомов. Свои сборы они объясняют необходимостью технической поддержки, которая по факту либо не производится, либо необходима лишь несколько раз за все время эксплуатации. 

В Бишкеке многие годы жильцы многоквартирных домов утверждают, что домофонные компании наживаются за их счет и не оказывают услуги по ремонту, хотя взымают абонентскую плату каждый месяц. При этом если кто-то перестает оплачивать услугу, компании сразу же находят время отключить домофон такому человеку. 

Factcheck.kg выяснил, должны ли горожане оплачивать абонентскую плату и кто стоит за сервисными компаниями.

Сколько компаний обслуживают горожан?

В Бишкеке многоквартирные дома обслуживают около 17 домофонных компаний. Они предоставляют услуги по установке домофонов «под ключ».

Связавшись с представителями компаний мы узнали, что в подъезде дома с 18 квартирами стоимость установки в среднем составляет от 30 до 60 тысяч сомов. В эту сумму входит дверь, аппарат с телефонной трубкой для дозвона в квартиру, провода, 2 чипа на одну квартиру и услуги рабочих. Кроме того, взимается ежемесячная абонентская плата за техническую поддержку, независимо, имеется ли у жильца в квартире переговорное устройство. 

Однако на сайте 2GIS почти под каждой компанией оставлены десятки негативных комментариев. Большая часть горожан жалуются на обслуживание, и вот их самые частые претензии:

  • Оплатили долг за абонентскую плату, но компания все равно продолжает считать как долг или не подключает домофон.
  • Сломался домофон, рабочие неделями не приходят его чинить.
  • Неподобающее обращение со стороны сотрудников и т.д.

Кто владеет компаниями?

Итак, кто основные игроки домофонного бизнеса на рынке Бишкека. Так как количество абонентов этих компаний является закрытой информацией, мы оценивали их по размеру налоговых отчислений. 

Самой крупной, согласно этому критерию, оказалась компания Бишкекский филиал товарищества с ограниченной ответственностью «Технический Центр Домофонизации «Цифрал-Безопасность». Она оплатила налоговые отчисления с января по сентябрь 2021 год в размере 221.7 тысячи сомов согласно данным базы osoo.kg. 

Ее учредителем является казахская одноименная компания ТсОО «Технический Центр Домофонизации «Цифрал-Безопасность», основанная почти 13 лет назад — в 2009 году — в Алмате. Согласно порталу adata.kz, с 2019 года не платит налоги. 

В Бишкеке филиал открылся в 2013 году. Руководитель бишкекской фирмы некий Ербол Шокаев. Информации о нем мало, но из открытых источников известно, что он из Алматы. Ранее был судим за задолженности.

ОсОО «Амир Домофон» — владельцем компании является Бермет Уржанова. Она в 2016 году была кандидатом в депутаты в бишкекский городской кенеш от партии «Таза Кыргызстан» и значилась первой в списке. Согласно информации с ее личной страницы, она также является партнером компаний Safe business.

ОсОО «Домофон компани» — эта фирма на рынке давно, с 2013 года.  Владелец компании Тиллахан Асанова. В 2020 году она была уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в президенты Бактыбека Калмамбетова. Из открытых источников также известно, что в 2021 году она была осуждена за мошенничество. В частности, она взяла в аренду автомобиль марки «Лексус RX 350» и заложила автомашину в качестве залога за $7 тысяч. 

ОсОО «Домофон Кей Джи» — владелец компании Айман Айльчиева. Она родилась в Казахстане. Является основателем компании ОсОО «ГемоМед» и  ОсОО «Айман Мебель». Кроме того, она член общественной палаты Кыргызской Республики. 

ОсОО «Центральная Служба Домофонов», ОсОО «Технический Центр Домофонизации Домофон Сервис» и ОсОО «Технический Центр Домофонизации Домофон Сервис Плюс» принадлежит одному человеку — Андрею Горбаневу. Он  также является руководителем рекламного агентства «Эйч Ди Медиа»

Обязаны ли платить бишкекчане за доступ к своему жилью? 

Согласно закона КР «О защите прав потребителей» (статья №4), «потребитель оплачивает фактически полученные им услуги наличной или безналичной формой оплаты. Учет действительно полученных потребителем  услуг производится с помощью инструментов, счетчиков и других средств измерений утвержденного типа».

«Если исполнитель предоставил меньшее количество услуг, чем предусмотрено договором, то он обязан, если иное не предусмотрено договором, возместить полностью понесенные при этом потребителем убытки». Иными словами, если компания по предоставлению домофонных услуг вовремя производит ремонтные работы, вы должны оплатить эти услуги. В случае, если ремонтные работы не производились, покупатель может запросить информацию у компании, на сколько фактически было оказаны услуги.

Согласно статьи 15 этого же закона, исполнитель не вправе навязывать потребителю дополнительные виды услуг, предоставляемых за плату, а также обуславливать исполнение одних услуг обязательным исполнением других. Потребитель вправе потребовать возврата сумм, уплаченных за выполнение услуг, оказанной без его согласия, или расторгнуть договор об оказании услуги в любое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.

Вывод: согласно договору на предоставление услуг по управлению, содержанию и эксплуатации домофона, исполнитель, в данном случае домофонная компания, обязана предоставлять услуги качественно и в срок. Если условия договора не соблюдаются и нарушаются, заказчик в лице потребителя вправе обратиться с за помощью в уполномоченные органы, а затем с заявлением в суд. Фактически потребитель должен оплачивать лишь полученные им услуги. Систематическая оплата в виде абонентской платы может быть оспорена, либо потребителем может быть затребована информация относительно фактических расходов из резервов, собранных с абонентских плат. Если из резерва не было потрачено никаких средств (либо малая часть), то потребитель вправе потребовать возврата сумм, уплаченных за услуги.