Медиакритика: Манипуляция, плагиат и нарушение профессиональной этики на сайте Chyndyk.kg
В соцсетях набирает популярность информационный сайт “Чындык Медиа”. “Наша сила – это горькая правда” — именно так звучит слоган этого новостного ресурса. Слово “чындык” с кыргызского языка переводится как “правда”. На логотипе — весы, что асссоциируется у читателя с беспристрастным и объективным освещением происходящих событий.
Factcheck.kg в рамках рубрики “Медиакритика” проанализировал материалы на сайте информационного портала.
Аудитория
В социальной сети Facebook новости “Чындык Медиа” читают более 1,3 тысячи подписчиков. Также у портала есть два YouTube-канала — ЧЫНДЫК маалымат агенттиги (153 подписчика), и KG VIDEO (37 тысяч подписчиков). Об этом говорится на сайте ресурса.
Но самая многчисленная аудитория в соцсети Instagram – более 300 тысяч пользователей.
В разделе “О нас” на сайте “Чындык Медиа” говорится, что ресурс основан 16 марта 2015 года.
Также сообщается, что ежедневно портал предоставляет читателям новости на общественно-политические, экономические, финансовые социальные темы.
Кому принадлежит?
С помощью сервиса domain.com выясняем, что портал зарегистрирован на имя журналиста Турсунбека Бейшенбекова.
По номеру телефона приложение Getcontact выдает нам это же ФИО.
Сам журналист в своем профиле в Facebook аккаунте указал, что является директором ИА Chyndyk.kg.
В январе 2020 года он был задержан в рамках уголовного дела в отношении бывшего заместителя министра внутренних дел Курсана Асанова. Тогда же в январе допрашивали и главного редактора газеты “Азия Ньюс” Асланбека Сартбаева. Однако последний не рассказал, в рамках какого дела был допрошен, отметив лишь, что допрос связан с материалом, опубликованным в газете. Чем закончились гонения на журналистов не известно.
Контентом ресурса активно делится и некий Майрамбек Бейшенбеков.
Контент
В разделе “Куш кабар” (“Новости”) можно увидеть необработанные пресс-релизы госорганов. Они повторяются слово в слово, причем без ссылки на источник.
А в разделе “Дүйнө кабар” (“Мировые новости”) невооруженным взглядом виден плагиат. Материалы публикуются без ссылки на первоисточник.
Раздел “Коом” (“Общество”) также заполняется контентом, скопированным с сайтов других информационных агентств и новостных порталов.
Вывод: Нарушена статья 21 Этического кодекса журналиста КР:
Журналист не должен прибегать к плагиату. При устном или письменном цитировании материалов, он обязан ссылаться на источник.
В разделе “Саясат” (“Политика”) нередко можно найти статьи, которые были подготовлены с нарушениями Этического кодекса. В материалах также прослеживаются методы манипуляции.
К примеру, статья о политике Марлене Маматалиеве основана на домыслах и убеждениях автора, а не на фактах:
- прошедшие выборы подтвердили, что у Марлена Маматалиева, как у активного депутата, вырос рейтинг;
- сильная команда партии “Ынтымак” вплотную готовятся к предстоящим выборам;
- сторонников “Ынтымака” становится все больше и больше;
- кандидаты с большим электоратом объединияются;
- на предстоящих выборах не будет нарушаться закон;
- на выборах у партии “Ынтымак” скорее хорошие шансы занять лидирующие позиции.
При этом не указывается, что материал оплачен и является PR-статьей.
В этом же разделе также размещена статья о главе ГКНБ Камчыбекн Ташиеве, которая также по содержанию соответствует PR-материалу:
Заголовок материала гласит “Хвала Камчыбеку Ташиеву, который снится коррупционерам”. Уже в заголовке нарушены базовые принципы журналистики, такие как объективность, беспристрастность и сбалансированность.
В материале, как и в предыдущем, много не фактологических данных, а мнения и личных убеждений автора.
- “кустурация” заслуживает похвалы;
- Перечисляющие деньги в гос казну коррупционеры не рады этому;
- Итак понятно, что они дают деньги, скрепя сердце;
- Они же не долюбливают Ташиева, поэтому ищут изъяны в его работе;
- Нужен был человек, который занялся бы “кустурацией”;
- Но мы должны хвалить Ташиева за то, что он снится коррупционерам!
Вывод: Нарушена статья 10 Этического кодекса журналиста КР: Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга.
Помимо этого использованы методы манипуляции “Восславление героев” и “Добрые слова”
Восславление героев — Цель этой техники в том, чтобы показать нейтрально настроенным людям силу духа, храбрость и справедливость действий “борцов за свободу”. Более того, часто такая техника предполагает, что противники также начнут сомневаться в справедливости своих убеждений, а сторонники убедятся в правильности своих действий и преисполнятся гордости. Краткое описание — Источник – Тагвелл, 1979, pp.295-324.
Добрые слова — метод используется, чтобы вызывать у аудитории положительные эмоции к описываемому объекту. Например, мир, стабильность, “молодой перспективный лидер”. Источник — Коул, 1998, стр. 210-312.
Вывод: Информационный портал “Чындык Медиа”, который позиционирует себя как правдивый новостной ресурс, в своих материалах прибегает к плагиату, нарушает Этический кодекс журналиста, а также применяет методы манипуляции.