Монорельс, канатная дорога, электробусы: как продвигаются грандиозные проекты мэрии
Проблема с общественным транспортом и пробками в столице стоит остро уже на протяжении многих лет. Бишкекчане жалуются на ежедневные пробки, а также недостаточное количество транспорта на линиях, что приводит к перегрузке пассажирами. Мэрия Бишкека не первый год пытается решить проблему, представляя все новые проекты, о которых в последствие нет никаких новостей. О том, какие проекты были презентованы мэрией и как они продвигаются, рассказываем в этом материале.
Монорельс
Впервые о проекте внедрения монорельсовой системы в столице заговорили в конце 2020 года. Проект был презентован тогдашним вице-мэром Азизом Алымкуловым. Строительство планировалось вдоль рек Аламедин и Ала-Арча. Протяженность должна была составить 37 километров, предполагалось наличие 32 станций, а каждый вагон мог бы вмещать от 150 до 180 человек.
Спустя более чем полгода, в июле 2021 года, из сообщения национального агентства по инвестициям стало известно, что Садыр Жапаров подписал меморандум о сотрудничестве Министерства инвестиций с турецкой компанией “Sky Ray Ve Оto Yedek Parça Ekipmanlari Üretim Sanayi A.Ş” в рамках своего официального визита в Турцию. В рамках реализации данного проекта с 12 по 14 июля председатель правления турецкой компании Нежметтин Генчйылмаз и инженер-технолог компании Йылгай Йылмаз посетили Бишкек. Тогда было проведено ознакомление с потенциальными участками строительства монорельсовой транспортной системы, также детальное обсуждение реализации проекта.
“Министерством совместно с государственными органами Кыргызской Республики будет в дальнейшем проводится усердная работа по реализации данного проекта” — говорилось в сообщении национального агентства по инвестициям.
После этого новостей о проекте больше не было.
В июне 2022 года мэр Бишкека Эмилбек Абдыкадыров побывал с рабочей поездкой в ОАЭ, где представил руководителям нескольких компаний инвестиционные проекты, включая строительство монорельса в Бишкеке. Известно, что арабская сторона выразила готовность участвовать в реализации нескольких проектов.
15 июня 2022 года вице-мэр Бактыбек Абдиев на заседании парламента сообщил, что разработка проекта монорельсовой дороги в Бишкеке завершена. Маршрут должен был быть кольцевым: от 12-го микрорайона до рынка «Дордой», затем соединился бы с улицей Фучика и дошел до Южной магистрали. Однако в этом году мэр Бишкека заявил об еще одном завершении разработки монорельсовой системы. Схема, представленная мэром, полностью повторяет схему, презентованную в 2020 году.
Канатная дорога
В апреле этого года вице-мэр столицы Жыргалбек Шамыралиев заявил, что мэрия планирует протянуть над Бишкеком канатные дороги и создать канатный транспорт. По словам вице-мэра, мэрия отложила идею строить метро из-за того, что “это очень дорогое и сложное строение”. Шамыралиев также добавил, что в Кыргызстан приезжали представители швейцарской компании, которая строит такие дороги.
25 мая главный архитектор столицы Урмат Карыбаев сообщил, что канатную дорогу могут построить от микрорайона “Асанбай” до улицы Жукеева-Пудовкина и далее до проспекта Жибек-Жолу. По словам Карыбаева, одна канатная дорога может заменить две тысячи машин и сотню автобусов.
В июле стало известно, что канатную дорогу не будут строить в ближайшие три года, так как у мэрии нет для этого инвесторов.
Электробусы
Впервые об электробусах мэрия начала говорить в 2020 году. Тогда в сообщении говорилось о закупке 350 электробусов на $50 млн в рамках проекта Азиатского Банка Развития. Закупка электробусов должна была стать шагом к переходу на альтернативные виды топлива без ущерба экологии.
В конце 2021 года начальник отдела реализации проектов Бишкекского троллейбусного управления столичного муниципалитета Улан Нажимудинов сообщил, что новые электробусы будут ездить по пяти маршрутам, но количество их уменьшилось до 120. Электробусы после всех процедур ожидали запустить к осени 2022 года, однако они так и не прибыли.
В ноябре прошлого года директор Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максат Нусувалиев заявил, что парк общественного транспорта столицы пополнится 120 электробусами уже в 2023 году. До их прибытия в рамках этого же проекта будут модернизированы два троллейбусных депо, будет осуществлена подготовка водителей для нового транспорта, а также создадут пилотный “зеленый” коридор мобильности.
Какая работа все же проделана?
В 2019 году в Бишкек доставили 60 новых автобусов, работающих на газе. Поставщиком стала китайская компания “ZHENGZHOU YUTONGBUS CO., LTD”, выигравшая тендер с предложением в 301 млн 273.7 тысячи сомов. Стоимость одного автобуса составляла $72 тысячи.
11 мая 2021 года между муниципалитетом и компанией “Эко пассажирские перевозки” был подписан меморандум о сотрудничестве. Компания должна была поставить в Бишкек не менее 350 экологичных автобусов марки ISUZU в течение текущего года, а в течение 2022-2023 годов планировалось увеличить количество поставляемых автобусов до тысячи единиц. В июне 2021 года в столицу прибыла первая партия из 50 узбекских автобусов, а в сентябре к этому количеству добавилось еще 210 единиц. Закупит ли мэрия до конца 2023 года обещанную тысячу автобусов – неизвестно.
Как оказалось, автобусы узбекского производства не предусмотрены для людей с инвалидностью. Журналисты Kaktus.Media также отмечали, что расположение некоторых сидений в таких автобусах может оказаться неудобным для пассажиров. В ответ на недовольства горожан мэрия заявила, что она вынуждена эксплуатировать такие автобусы из-за нехватки общественного транспорта.
В январе этого года в столицу прибыли 20 из 120 автобусов из Китая. Поставку остальных автобусов пообещали в ближайшее время. В информагентстве “Кабар” сообщили, что 120 китайских автобусов заменят 156 маршрутных такси.
В августе 2023 года в Бишкек были завезены 50 автобусов от китайской компании “Zhongtong bus Holding Co., LTD”. В пресс-службе президента сообщали, что планируется закупка одной тысячи таких автобусов: 500 будут доставлены поэтапно до конца этого года, а остальные 500 – в течение 2024 года.