Ни тыйына на налоги: Разбор заявления Садыра Жапарова о том, что НКО тратят донорские миллионы на личные нужды
На прошедшем недавно II Народном курултае президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил, что неправительственные некоммерческие организации не платят ни тыйына налогов, а все полученные от доноров средства тратят на собственные нужды и семьи. Именно поэтому глава государства в ответ на критику стран-партнеров и международных организаций по поводу законопроекта об «иноагентах» напоминает им, что в их странах подобные организации отчитываются, откуда и сколько получают денег. После его аргумента, как утверждает Жапаров, все критики умолкают.
В этом материале разберемся, о чем умолчал президент и так ли на самом деле обстоят дела с налоговой отчетностью некоммерческих организаций.
О чем говорил президент
По словам Садыра Жапарова, по вопросу законопроекта об НПО и НКО преодолевается сложный путь, потому что порядка 30 стран выступают с призывом не принимать документ.
«Куда бы я ни поехал, мне говорят, что мы мучаем НКО и НПО. В конце я разозлился и в трех-четырех странах задал вопрос: у вас есть НКО и НПО? Говорят: есть. Спрашиваю: сколько? Отвечают: 10-15 тысяч. «Как давно они работают?» — «С давних времен». «Вы получаете у них отчет, откуда поступают средства, сколько ушло на зарплаты, сколько ушло в Соцфонд, на налоги и как использовали средства?» Они говорят: да, получают такой отчет. «А почему мы не должны получать такой отчет? Или для вас мы люди второго сорта?» Тогда они сразу замолкают.
Мы не хотим отобрать их деньги. Не мучаем их. Просто просим показать все открыто. Раньше все работали, не показывая открыто. Получают 100 тысяч, миллионы долларов и евро и при этом не платят ни тыйына налога. Должны быть хотя бы отчисления с зарплаты в Соцфонд. Они и этого не показывают. Все тратят на свои нужды, на свои семьи. Так и делают. А мы должны все видеть. Правильно или нет? Вы поддерживаете это?» — рассказал глава государства.
Что на самом деле с финансами
Заявление президента об отсутствии финансовой отчетности со стороны НПО и НКО не соответствует действительности. Ведь он собственноручно в 2021 году подписал закон о подотчетности и прозрачности финансов некоммерческих организаций.
Согласно этому закону, некоммерческие организации предоставляют всю информацию об источниках финансирования и распределении средств.
Более того, вся информация о финансах НКО находится в открытом доступе и ознакомиться с ней может любой желающий на государственном сайте налоговой службы, в разделе «Сводная информация некоммерческих организаций».
Более того, некоммерческие организации, в том числе филиалы и представительства иностранных НКО, сдают регулярные отчеты в:
- Государственную налоговую службу КР – восемь отчетов;
- Органы статистики – пять отчетов;
- Социальный фонд КР.
Подробнее можно прочитать тут.
Таким образом заявление Жапарова о том, что НКО и НПО «не платят ни тыйына налога» и «все тратят на свои семьи» неправда. У НКО и НПО строжайшая финансовая отчетность.
О чем на самом деле закон об НКО
На самом деле законопроектом предлагается ввести в Уголовный кодекс статью
«создание объединения или другой некоммерческой организации, либо структурного подразделения иностранной некоммерческой организации, деятельность которой сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением, организацией либо структурным подразделением»,
за нарушение которой предусмотрено наказание в виде штрафа или лишение свободы до пяти лет, а за активное участие и пропаганду таких организаций – лишение свободы до 10 лет.
Юристы правовой клиники «Адилет», проанализировав законопроект, вынесли заключение, что предлагаемая формулировка о «насилии над гражданами» является чрезвычайно расплывчатой и нечеткой и грубо нарушает принципы верховенства права и правовой определенности, а также ряд базовых принципов уголовного закона.
Например, Уголовный кодекс Кыргызстана предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком:
- от 8 до 12 лет за убийство (часть 1 статьи 122),
- от 5 до 7 лет – за причинение тяжкого вреда здоровью (часть 1 статьи 130),
- от 5 до 8 лет – за пытки (часть 1 статьи 137),
- от 10 до 12 лет – за акт терроризма (часть 2 статьи 252),
- от 8 до 11 лет – за изнасилование, совершенное с особой жестокостью (пункт 4 части 2 статьи 154).
Из приведенных примеров наглядно видно, что предлагаемые в законопроекте меры ответственности явно несоразмерны тем действиям, которые предлагается признать преступлением, так как перечисленные уголовно-наказуемые деяния несут в себе гораздо более высокую степень общественной опасности, чем создание НКО, посягающей на личность и права граждан, но содержат аналогичные санкции.
Еще в 2013 году Венецианская комиссия и БДИПЧ ОБСЕ указали к аналогичным предложениям, выдвинутым тогда в ЖК, что совершенно «неясно, каким образом некоммерческая организация может «побуждать».
В результате может возникнуть ситуация, когда все формы гражданского неповиновения, даже самые умеренные, будут отнесены к категории преступлений.
Также предлагается ввести понятие «иностранный представитель». Это аналог иноагентов в российском законодательстве, с которых отечественный законопроект списан на 90%.
Именно поэтому страны-партнеры и международные организации выражают обеспокоенность возможным принятием этого законопроекта.
Односторонняя игра
Когда Садыр Жапаров говорит о том, что власти просто просят открыто показать доходы и расходы НКО (которые НКО итак открыто показывают), возникает вопрос, почему они сами не показывают открыто ряд трат и не раскрывают имена тайных одаривателей.
Так, например, у президента есть два фонда. Один формируется из средств государственного бюджета и туда поступает более 2 млрд сомов. Утверждается, что деньги из него тратятся на социальные нужды – школы, детсады или военное снаряжение. Однако доподлинно о тратах неизвестно, их просто нет в открытом доступе. Хотя государственный бюджет, из которого в фонд поступают деньги, формируется в частности за счет налогоплательщиков.
Во второй фонд президента, согласно его же заявлению агентству «Кабар», деньги поступают от «спонсоров». Их имена не всегда раскрываются. Важно, что при этом второй фонд официально не существует, то есть законом предполагается только один фонд, формируемый за счет бюджетных средств и денег, поступивших от возмещения по коррупционным делам.
Также неизвестно, во сколько налогоплательщикам обходится строительство нового дворца президента на месте снесенной гостиницы «Иссык-Куль».
Еще одной загадкой до сих пор остается, кем же были неизвестные «партнеры», подарившие президенту два бронированных внедорожника – Chevrolet Suburban 2021 года. Особенно интересно в данном случае то, что этими партнерами были иностранцы. А машины, по утверждению пресс-службы президента, передали на грантовой основе. То есть, в прямом смысле администрация президента получает из за границы грантовую поддержку и держит ее в тайне. Но в вопросе закона об «иноагентах» в качестве аргумента приводится финансовая прозрачность, которая и так есть.
Вывод: Садыр Жапаров заявил делегатам народного курултая, что страны-партнеры и международные организации «умолкают», когда слышат его довод о том, что закон об «иноагентах» нужен лишь для финансовой прозрачности. НКО и НПО итак финансово прозрачны и сдают 13 различных отчетов. При этом дела самого главы государства, траты его фондов, траты на строительство нового дворца и имена одаривателей скрыты от общественности.