«Обвалился потолок». Чьи компании принимали участие в реконструкции аэропорта Ош?

18 мая из-за сильных дождей обрушилась крыша зала ожидания аэропорта города Ош. Инцидент вызвал обсуждения в социальных сетях. В пресс-службе аэропорта сообщили, что реконструкцию здания в несколько этапов проводили компании «Аль-Манар», «Элит-Строй-Сити», «АванРемСтрой» (ныне «Авангард Сити»), АО «Ак-Бата» и «Инженерин Ко».
Всего на реконструкцию аэропорта с 2012 по 2018 год было потрачено 234 млн сомов. Редакция ОшТВ проверила компании, выигравшие тендеры на строительство аэропорта и выяснила, что у них есть связи с депутатами Жогорку Кенеша и местных кенешей.
«Аль-Манар» и Осмоновы
По данным Международного аэропорта «Манас», первый этап реконструкции аэропорта в Оше начался в 2012 году. Компания «Аль-Манар» выиграла тендер и выполнила работы на сумму 78 млн сомов. Но через три года, при невыясненных обстоятельствах, здание было полностью снесено. На сайте Минюста владельцем ОсОО «Аль-Манар» указан Нурматов Суюнбек Шерматович. Компания прекратила свою деятельность 3 августа 2015 года. Несколько изданий сообщали, что она была вовлечена в строительный спор в Бишкеке в 2015 году.
По номеру телефона «Аль-Манара» приложение Getcontact выдает такие теги, как “Аль-Манар”, “Ихлас”, “Арек строй”:
По данным газеты «Ош Шамы», директором ОсОО «Аль-Манар» является Нурбек Осмонов, брат депутата Жогорку Кенеша Айбека Осмонова. Отмечается, что учредителем «Арек Строй» является «Каганат Инвест». Редакция связалась с депутатом Жогорку Кенеша Айбеком Осмоновым. Он сообщил, что не имеет никакого отношения к ОсОО «Аль-Манар». По открытым данным, оно является одной из компаний, построивших в 2009 году дома в поселке Нура Алайского района. Компания также построила самый высокий многоквартирный дом в Оше.
Редакции не удалось связаться с ОсОО «Аль-Манар», чтобы получить информацию о строительстве Ошского аэропорта.
«Элита-Строй-Сити» получила более 1 млрд сомов
По данным портала госзакупок, в 2017-2018 годах компания «Элит-Строй-Сити» участвовала в тендере Ошского аэропорта и выиграла его на общую сумму около 18 млн сомов. Компания расширила зал ожидания аэропорта на 870 квадратных метров, до 8 390 квадратных метров.
Однако в интервью редакции директор и замдиректора «Элит-Строй-Сити» дали противоречивые комментарии. Так, заместитель директора компании Азиз Маматкулов сообщил, что работы в аэропорту проводились согласно проекту, а проблемы возникли из-за сильных дождей в этом году.
«Наш контракт предусматривал 24-месячную гарантию. Что касается крыши, то мы все сделали по эскизу компании, разработавшей проект. Он прошел испытание. Однако в этом году прошли сильные дожди и сели, из-за большого объема воды водостоп не справляется. Как видите, шел сильный дождь. Это происходит с 2017 года из-за сильных осадков», — сказал Маматкулов.
При этом глава компании Азамат Кенжебаев опроверг слова своего заместителя, заявив, что к реконструкции водостопа его компания не имеет никакого отношения.
«Я сходил [в аэропорт] и видел это сам. Мы делали работы не там, где текла вода. Вода текла в коридоре выхода и в Секторе 4», — сказал Кенжебаев.
По данным портала госзакупок, ОсОО «Элит-Строй-Сити» участвовало в тендерах, проводимых Международным аэропортом «Ош» и выиграло пять тендеров на общую сумму 32.3 млн сомов. Компания выиграла тендер на расширение здания Джалал-Абадского аэропорта на сумму 14,5 млн сомов. Тендеры на остальную сумму она выиграла в аэропорту Ош.
По данным сайта Минюста, с августа 2018 года ОсОО «Элит-Строй-Сити» принадлежит гражданину по имени Оморов Канатбек Абдилмаматович. Ранее главой компании была Айгуль Салиева, учредителем числился Мурзалы Салиев.
Айгуль Салиева была избрана депутатом Ошского горкенеша от партии «Бир Бол». В интервью редакции она сообщила, что нынешний глава ОсОО «Элит-Строй-Сити» Оморов Канатбек Абдилмаматович приходится ей братом. По сообщению наших надежных источников, настоящим владельцем компании является брат Айгуль Салиевой Мырза Салиев.
Компания участвовала в тендерах, проводимых муниципальной ипотечной компанией мэрии города Ош и выиграла конкурсы на сумму 860.7 млн сомов. Компания часто выигрывает крупные тендеры муниципалитета на строительство ипотечного жилья. Глава компании объясняет это тем, что больше никто не участвовал в тендере. «Элит-Строй-Сити» участвовал в госзакупках и выиграл тендер на сумму более миллиарда сомов.
Кстати, сейчас компания строит многоэтажные здания в Оше.
“Инженерин Ко”
Третий проект был реализован в 2016-2017-х годах. Еще 720 квадратных метров к зданию аэропорта пристроила компания “Инженерин Ко”.
Акционерное общество «Ак Бата»
Второй этап проекта реконструкции аэропорта Ош начался в 2015 году и был завершен в 2016 году. Здание аэропорта было расширено на 900 квадратных метров и составило 4 900 квадратных метров. Строительство велось АО «Ак Бата».
По словам исполнительного директора компании Алымбека Мамитбаева, возглавляемая им компания участвовала в тендере на строительство Ошского аэропорта и выполнила работы на сумму 16.1 млн сомов.
«Каждый работал по своим методикам. Мы отремонтировали зал ожидания международных рейсов, а не вход. Утечку устранили другие компании. Мы не знаем, кто это исправил», — сказал он.
Мамитбаев был кандидатом в Ошский городской совет в прошлом году от политической партии «Ыйман Нуру».
По данным сайта Минюста, у компании 284 акционера. Руководителем назначен Женалиев Канатбек Жолбаевич.
«АвантРемСтрой» (переименован в «Авангард Сити»)
В рамках четвертого проекта пассажирский зал был расширен еще на 1 900 квадратных метров и составил 7 520 квадратных метров. Строительство осуществляла компания «АвантРемСтрой». Фирма выиграла тендер на 46 млн сомов в аэропорту Ош.
Глава компании заявил, что место аварии в аэропорту они не строили.
«Наша компания строила взлетно-посадочная полосу. Работы были сданы в марте 2018 года, строили мы с гарантией 2 года. Мы съездили туда и выяснили, что на взлетно-посадочной полосе не было воды. Проливные дожди переполнили каналы. Мы не имеем никакого отношения к наводнению», — сказал Аскаров.
По данным osoo.kg, учредителем и директором компании является Мухаметашим Аскаров. Он баллотировался в Ошский городской кенеш от партии «Бир Бол».
Вывод: Компании, причастные к реконструкции Ошского аэропорта, связаны с депутатами Жогорку Кенеша и местных кенешей.