Разбор заявления депутата парламента о «черных-цветных», покинувших Кыргызстан иностранцах
После событий 17-18 мая, повлекших за собой массовый отъезд иностранцев из Кыргызстана, ряд депутатов и чиновников негативно высказались о происшествии и указали на возможные экономические и репутационные потери для страны.
Однако нашелся депутат парламента, сделавший открытое заявление, которое можно расценивать как бытовой расизм. Акылбек Тумонбаев считает, что в Кыргызстане, наконец, стало меньше «черных-цветных»:
«Все по-разному говорят, но мое мнение такое: посмотрите на улице, наконец, всяких черных-цветных стало меньше. Вы же помните, как они ходили со своими пакетами? А теперь наши парки стали чище, и ходят только граждане-кыргызы», — заявил Тумонбаев.
Видео с комментарием депутата было опубликовано 25 мая. За прошедшие пять дней никакой реакции от его коллег или соответствующих органов на слова не последовало.
Смысловой разбор заявления
Как определить, являются ли те или иные высказывания расистскими? Существует несколько видов расизма, это:
- Биологический – он же классический расизм, основан на использовании категории расы и идеи непреодолимости биологических различий между представителями различных рас
- Культурный – выглядит как убеждение о непреодолимости культурных различий между людьми разных рас
- Классовый – сопровождается социально-политическими практиками неявной сегрегации в сфере занятости населения. И др.
Принятая в 1978 году декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках ясно излагает, что к расизму относится любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, этнического или национального происхождения или религиозной нетерпимости.
Таким образом, любое высказывание, относящееся к цвету кожи, «разрезу глаз» или иным отличиям по национальному и этническому признаку являются признаком расизма. На основе этого является ли заявление о «черных» и «цветных», которых якобы стало меньше, признаком расизма? Согласно международному определению этого термина – да.
В конце своей речи депутат говорит, что теперь «ходят только граждане-кыргызы». Однако согласно данным Нацстаткома по национальному составу населения Кыргызстана по итогам 2022 года, в стране проживает 23 национальности численностью более 100 человек. Это – кыргызы, узбеки, русские, дунгане, уйгуры, таджики, турки, татары, азербайджанцы, украинцы, немцы и многие другие. Всего 6 млн 747.3 человека.
Заявляя о том, что по улицам теперь ходят граждане только одной национальности, ставит ли под сомнение депутат проживание в стране 1 млн 751.4 граждан других национальностей?
Депутатская этика
С одной стороны, закон о статусе депутата гарантирует парламентариям неприкосновенность. Депутат не может подвергаться преследованию за высказываемые в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования.
Однако в том же законе написано, что депутат в своей деятельности обязан придерживаться «Кодекса депутатской этики».
В Кодексе прямо указано следующее: парламентариям запрещается проявлять любую форму дискриминации. В Жогорку Кенеше запрещены преследования по признаку пола, физических возможностей, внешнего вида, этнической принадлежности, расы, национального происхождения, политических убеждений, возраста, религии.
В случае нарушения этики, вопрос должен рассматриваться парламентским Комитетом, ведающим вопросами Регламента Жогорку Кенеша. На странице новостей Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша КР нет сообщений о рассмотрении вопросов этичности высказывания депутата Тумонбаева, никто из членов Комитета также не высказался об этом в стенах ЖК.
Напомним, «Кодекс депутатской этики» принят еще в 2008 году. На данный момент в ЖК рассматривается обновленная версия документа.
С точки зрения закона
В Конституции КР есть статья 16, в которой говорится следующее:
«Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств».
А в Уголовном кодексе КР есть статья 330 «Возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной межрегиональной вражды (розни)». В статье указывается следующее:
«Действия, направленные на возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни), унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, а также посредством сети Интернет».
За нарушение закона грозит либо штраф от 100 до 200 тысяч сомов, либо лишение свободы на срок до пяти лет.
Кого преследуют по статье о разжигании?
Это нередкая статья, которую в Кыргызстане применяют к привлечению граждан к ответственности. Только как правило этими гражданами являются общественные и политические активисты.
Так, по статье 330 на допрос вызывался активист Эрик Абдыкалыков, он опубликовал пост, в котором призывал прокричать на футбольном матче сборных Кыргызстана и России лозунги в поддержку Украины.
В прошлом году на активиста Ондуруша Токтонасырова также было заведено уголовное дело по этой статье. Он известен своей активной политической позицией, высказывается против войны в Украине и за свободу слова. 30 июня 2023 года неизвестные посадили его в машину и увезли. Родственники на протяжении нескольких часов не могли найти его.
Позднее стало известно, что таким образом активиста возили на допрос в МВД и принуждали подписать некие документы. В итоге публикации Ондуруша Токтонасырова в Facebook были отправлены на экспертизу.
Члена оппозиционной партии «Бутун Кыргызстан» Кубанычбека Асанова осудили по статье 330 за пост в соцсетях.
«Он написал в Facebook пост о том, что увеличилось число цыган в Кыргызстане, и попросил власти навести порядок. Он занимается фермерством, нигде не работает, последние два года является членом партии «Бутун Кыргызстан», – пояснила супруга Асанова после его задержания.
В этой подборке приведены лишь некоторые примеры того, как по статье 330 за высказывания в социальных сетях привлекают политических и общественных активистов.
И так как активисты и представители оппозиции привлекались и даже получали реальные сроки за слова «о цыганах» и за поддержку Украины, напрашивается вопрос, что заявление о «черных-цветных» также может рассматриваться как призыв? Вправе ли народный представитель делать неполиткорректные заявления, направленные на унижение достоинства человека по признаку цвета кожи и расы?
Биография Тумонбаева
Акылбек Тумонбаев – родной брат мужа сестры Садыра Жапарова — Акат Жапаровой. Мужем является Таалайбек Тумонбаев.
В 1996 году поступил в КНУ им. Ж.Баласагына по специальности «юриспруденция». Особенно примечательно, что в 2014 году окончил Дипломатическую академию Министерства иностранных дел КР им. К. Дикамбаева по направлению «Международные отношения».
В разные годы работал в МВД, органах финполиции и аудитором Счетной палаты. В 2021 году стал депутатом по Ак-Сууйскому округу Иссык-Кульской области. Тогда как годом ранее баллотировался от партии «Ата-Мекен», когда итоги выборов были аннулированы.
Вывод: Депутат ЖК Акылбек Тумонбаев высказал публичное заявление о гражданах других стран в неполиткорректном ключе, назвав их «черными» и «цветными». Реакции от его коллег или соответствующих органов на его заявление пока не поступило. При этом на граждан с активной политической позицией регулярно заводятся уголовные дела по статье о разжигании расовой и межнациональной розни.