Обновлено. Во время боев под Киевом сгорел самый большой самолет в мире АН-225 «Мрия» — Правда
Обновление от 4 марта. В новостных Telegram-каналах появились фотографии сгоревшего самолета АН-225 «Мрия». Хорошо заметны серьезные повреждения. Однако представители компании «Антонов» по прежнему просят не делать преждевременных выводов и дождаться заключения экспертов.
В интернете появилась информация о том, что на аэродроме под Киевом в результате боевых действий пострадал самый большой самолет в мире Ан-225 «Мрия». Пользователи кыргызстанского сегмента соцсети Facebook так же делятся этой новостью и активно обсуждают.
В виду того, что вокруг этой информации множество споров, редакция Factcheck.kg выяснила, так ли это на самом деле.
К большому сожалению, это оказалась правдой. Гендиректор государственного концерна «Укроборонпром» Юрий Жуков в соцсети Facebook подтвердил, что единственный в мире самолет был уничтожен. Информацию так же подтвердили владелец самолета авиакомпания «Антонов» и президент Украины Владимир Зеленский.
Согласно данным сайта мониторинга воздушных судов Flight Radar, самолет АН-225 «Мрия» с бортовым номером UR-82060 4 февраля вылетел из бишкекского аэропорта «Манас» в аэропорт города Биллунн в Дании. 5 февраля борт прилетел в аэропорт «Антонов» в Гостомеле. С того времени «Мрия» никуда не летала.
В настоящее время в интернете ведутся споры, из-за кого именно пострадал самолет. Украинская сторона утверждает, что самолет сожгли в результате воздушной атаки 24 февраля российскими вертолетами. В российском сегменте распространяется информация, что самолет пострадал позже в результате обстрела аэродрома украинскими войсками при попытке вернуть объект.
По имеющейся информации от авиакомпании «Антонов», утром 24 февраля самолет находился на ремонте и регламентных работах в ангаре на аэродроме в пгт Гостомеле под Киевом. Один из двигателей был в ремонте, поэтому эвакуировать в тот день самолет не смогли.
В открытом доступе появились видео очевидцев, которые 24 февраля засняли массированные вертолетные атаки и горящий аэропорт «Антонов» в Гостомеле. Два сотрудника из ГП «Антонов» подтвердили журналистам «Радио Свобода», что в результате российской воздушной атаки был сожжен АН-225, находившийся на территории аэропорта на стоянке. В распоряжении журналистов появилась фотография уничтоженного ангара, в котором находилась «Мрия».
Однако делать окончательные выводы пока рано. Эксперты авиакомпании «Антонов» не могут изучить степень и причину повреждений самолета, а так же возможность и стоимость восстановления, потому что у них нет доступа на аэродром из-за продолжающихся боевых действий.
«На территории аэродрома в Гостомеле ведутся боевые действия, поэтому из-за отсутствия доступа к самолету до сих пор невозможно оценить его техническое состояние, а также возможность и стоимость восстановления». Авиакомпания «Антонов»
Но не смотря на это, госконцерн «Укроборонпром» на своей странице в Facebook оценил примерную стоимость восстановления самолета в $3 млрд и приблизительный срок работ — 5 лет. После этой публикации на странице авиакомпании «Антонов» в Twitter вновь появилось предупреждение, что делать какие-либо выводы преждевременно. Сотрудники компании будут информировать пользователей по мере поступления информации.
Ан-225 «Мрия» — транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ имени О. К. Антонова. Самый большой и грузоподъёмный самолёт за всю историю мировой авиации. Был спроектирован и построен в СССР в единственном экземпляре на Киевском механическом заводе (руководитель проекта — В. И. Толмачёв) в 1984—1988 годах. Первый полёт был совершён 21 декабря 1988 года. Изначально было заложено две машины; до конца февраля 2022 года только один экземпляр находится в лётном состоянии и эксплуатировался украинской компанией Antonov Airlines. После распада СССР перешёл в собственность Украины и получил бортовой номер UR-82060.
Вывод: правда. Самолет АН-225 «Мрия» действительно пострадал из-за боевых действий в аэропорту «Антонов», но его техническое состояние, причины и степень разрушения пока не выяснены.