(Русский) Фактчек: Мэрия игнорирует проект ГЧП по решению транспортных проблем с 2017 года?

Sorry, this entry is only available in Russian.

Центр государственно-частного партнерства сделал заявление, в котором указывается, что с 2017 года в ведении мэрии Бишкека находится проект государственно-частного партнерства (ГЧП), направленный на решение транспортных проблем. 

Проект предусматривает замену частным партнером микроавтобусов на городских маршрутах и распределение их на окраину Бишкека посредством эксплуатации новых автобусов и троллейбусов, говорится в сообщении.

“Однако, по неизвестным причинам, мэрия до сих пор не определилась с дальнейшей реализацией проекта”, – говорится в сообщении.

Редакция Factcheck.kg проверила эту информацию.

Действительно, на сайте Министерства экономики и финансов в разделе “Информация о количестве разработанных проектов ГЧП” в подразделе “Проекты Мэрии города Бишкек” действительно числится проект «Улучшение общественного транспорта». 

Характеристики проекта:

“Цель проекта: Организация пассажирских перевозок в г. Бишкек путем замены микроавтобусов на 66 маршрутах общей протяженностью 1197 км., на автобусы и троллейбусы в количестве более 700 единиц.

Стоимость: 45.6 млн долларов США”.

Однако в графе текущий статус указано следующее:

“Консультационной компанией Saunders Group (Грузия) в консорциуме с ОсОО «Грант Торнтон» было подготовлено ТЭО для реализации данного проекта. Однако, мэрией города Бишкек рассматривается вопрос целесообразности реализации вышеуказанного проекта в связи с объявлением тендера на закупку 100 единиц автобусов, работающих на газовом топливе. Также совместно с ЕБРР ведутся работы по объявлению конкурса на консультативные услуги по приобретению 350 автобусов”.

Правда ли текущий статус проекта?

Итак, разберёмся. На сайте Центра ГЧП при Минэкономе редакция обнаружила справку по данному проекту. В мета данных указана дата “октябрь 2018 года”. Также в справке говорится, что стоимость проекта на тот момент оценивалась в $35 млн. А вот в резюме проекта на том же сайте уже в 2020 году и на сайте самого Минэконома цена указана в $45.6 млн

Документ от 2018 года означает, что проект действительно мог быть подготовлен ранее, в 2017 году. Но достоверно известно только то, что ему действительно около трех лет и по нему даже подготовлено ТЭО. Как в процессе выросла стоимость проекта более чем на $10 млн – отдельный вопрос.

Что касается 100 автобусов на газе, на которые ссылается мэрия, отказываясь от реализации ГЧП, то на сайте муниципалитета есть новость, что Автобусы на природном газе за 4 месяца работы принесли городскому бюджету 20 млн сомов экономии”. Новость не датирована, известно только, что тендер на эти автобусы проводился в первой половине 2020 года. 

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) действительно выделил Бишкеку кредит в размере €25 млн и грант €8 млн для закупки автобусов, работающих на сжатом природном газе. Документ об утверждении опубликован 17 ноября 2020 года

Что нам обещала мэрия?

В 2020 году также сообщалось, что мэрия планирует закупить 350 электробусов на 50 миллионов долларов. Деньги в виде кредита и гранта выделит Азиатский банк развития.

Кроме этого, сообщалось, что муниципалитет хочет приобрести 520 больших автобусов на условиях лизинга (финансовой аренды), чтобы разгрузить центр Бишкека от маршруток.

Также буквально менее месяца назад, 11 мая, мэрия Бишкека подписала меморандум о сотрудничестве с компанией “Эко Пассажирские Перевозки”.

Согласно меморандуму, компания обязуется в течение этого года поставить на маршруты не менее 350 экологичных автобусов японской марки ISUZU узбекского производства на газомоторном топливе. Первая партия автобусов будет поставлена на маршрутные линии города до 1 июля 2021 года.

Вывод: правда и манипуляция. Правда состоит в том, что проект по улучшению общественного транспорта действительно более трех лет не утверждается мэрией Бишкека. Манипуляцией является заявление Центра ГЧП, что “по неизвестным причинам, мэрия до сих пор не определилась с дальнейшей реализацией проекта”. Во-первых в статусе проекта на сайте Минэконома указаны причины. Во-вторых, как видно, муниципалитет на самом деле ищет другие пути решения транспортной проблемы в столице. 

С другой стороны, несложные математические подсчеты показывают, что по обещаниям мэрии, только за 2020-2021 годы в столице должно было появиться около тысячи новых автобусов и успешно решить проблему общественного транспорта в Бишкеке. Однако уже третий день в столице наблюдается транспортный коллапс из-за забастовки водителей маршрутных такси.