(Русский) Регулирование свободы слова в интернет пространстве

Sorry, this entry is only available in Russian.

Согласно ежегодному глобальному исследованию в сфере цифровых технологий  (Digital 2022 Global Overview Report), 62.5% или 4.95 млрд человек мирового населения используют интернет. Ежегодный прирост составляет 1%. Пользователей социальных сетей немного меньше, их численность 4.62 млрд. 

В век глобализации, интернет является практически единственным инструментом для реализации права на свободу слова. Поэтому правовая клиника “Адилет” решила ознакомить вас о том, что такое право на свободу слова и как она регулируется в сети интернет.

Понятие право на свободу слова

Свобода слова – это право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом. Каждый имеет право на свободу мысли и мнения. В том числе никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него.

Свобода слова в сети интернет

В мировой практике интернет не может эффективно регулироваться ни национальным, ни международным законодательством в полной мере, поскольку каждый пользователь имеет частное и публичное право на свободу слова. 

В том числе, невозможно ограничиться только национальным законодательством, поскольку сама сеть интернет трансгранична, и большая часть уже существующих механизмов регулирования сосредоточены в международных договорах.

Но несмотря на это в Кыргызстане в последние годы активно предпринимаются властями меры по регулированию публикаций в интернете. 

Так, 23 августа 2021 года Садыром Жапаровым был подписан Закон КР «О защите от недостоверной (ложной) информации».

Основным предметом регулирования данного закона является распространение информации в интернет пространстве. Нормы данного закона носят антиконституционный характер, ущемляющие права граждан на свободу слова, выражения мнения и печати, а также противоречащие нормам международного права. 

Более того, принятый закон имеет серьезные изъяны юридической техники, содержит расплывчатые формулировки, позволяющие произвольное толкование и применение. Закон содержит нормы, ограничивающие распространения информации в интернет пространстве, внесудебной блокировки онлайн ресурсов и информации в интернет, отсутствует принцип состязательности, а также существуют нормы, которые приводят к злоупотреблению полномочиями уполномоченного органа по блокировке информации в сети интернет, и использование этого механизма для введения цензуры в интернет пространстве.

После 8 апреля 2022 года постановление кабинетом министров был утвержден Порядок обжалования действий владельца сайта или страницы сайта, удаления недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети интернет

Стоит отметить, что Порядок обжалования распространяет свое действие не только на кыргызстанский сегмент, но и на сайты и страницы, популярных социальных сетей, таких как: Facebook, Twitter, Instagram и другие. 

Эксперты уже не раз указывали на невозможность блокирования страницы отдельного пользователя. Ни один интернет провайдер не в состоянии приостановить работу сайта или страницы. Это возможно только если этот провайдер является владельцем или техническим оператором этой страницы.

28 сентября 2022 года на официальном сайте Кабинета Министров в целях организации общественного обсуждения размещен проект Закона «О средствах массовой информации», предполагающий замену действующего Закона. Инициатором выступает Служба информационной политики Администрации Президента.

Данный проект закона содержит серьезные риски неправомерных и недопустимых отступлений от гарантий прав человека на свободу выражения мнения, защищаемых международными договорами, участницей которых является Кыргызстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Конституцией Кыргызстана. 

Отдельные положения законопроекта ставят под угрозу свободную деятельность независимых СМИ и журналистов, включая зарубежные СМИ и онлайн ресурсы, в том числе, ввиду предоставления государству необоснованно широких возможностей по регулированию и вмешательству в деятельность СМИ. 

Исходя из вышеперечисленного правовая клиника “Адилет” рекомендует, в качестве инструментов борьбы с распространением недостоверной информации могут применяться как традиционные механизмы (рассмотрение заявлений и удаление недостоверной информации по решению суда), так и альтернативные механизмы, которые в современном мире считаются более цивилизованными методами борьбы с дезинформацией такие как: создание информационных ресурсов (сайта, приложения) для проверки фактов и опровержений, проведение программ повышения медиа и информационной грамотности населения, использование новых интеллектуальных технологий (искусственный интеллект) для выявления недостоверной информации, изменение алгоритма формирования новостной ленты.