Новый законопроект о неправительственных организациях оказался копией закона Российской Федерации
Новый законопроект о неправительственных организациях оказался копией закона Российской Федерации. Напомним, в прошлом месяце наша редакция выяснила, что законопроект «О СМИ» был практически полностью скопирован с российского документа. Тогда процент схожести составлял 60-99% во всех статьях. (Прим. ред.: 15 ноября, на круглом столе, один из авторов законопроекта Мурат Угушов признал, что документ списан с российского аналога).
2 ноября на сайте кабинета министров для общественного обсуждения был опубликован проект закона “О некоммерческих неправительственных организациях». Редакция Factcheck.kg проанализировала текст и выявила плагиат.
Слово в слово
С помощью сервиса по анализу текста на уникальность мы выявили, что кыргызстанский законопроект «Об НПО» во многом был скопирован с российского закона «Об НКО».
Так, например, авторы нового проекта закона во второй статье дают определение НПО. Во втором пункте статьи видно, что слово “некоммерческие” заменено на “неправительственные”, а также добавлено “Кыргызскую Республику”. Всё остальное совпадает с точностью до одной буквы.
Во многих статьях единственное изменение заключается в названии стран – то есть авторы просто заменили «Российскую Федерацию» на «Кыргызскую Республику». Также в российском документе используют формулировку «Некоммерческие организации (НКО)», а в кыргызстанском – «Неправительственные организации (НПО)».
Серьезную критику гражданского общества и юристов вызвало новое для Кыргызстана понятие об «иностранном НПО». Отметим, до этого в КР на законодательном уровне не существовало такого понятия, как «иностранное НПО». Как известно, используется такая формулировка в России для дискредитации некоммерческих организаций – часто «иностранные НКО» и их сотрудников называют «иноагентами». Теперь же местные авторы законопроекта предлагают ввести это понятие и в Кыргызской Республике.
Таким образом, «Статья 3» по смыслу полностью копирует российский документ с тем лишь отличием, что слова изменены местами, а «Российская Федерация» заменена на «Кыргызскую Республику».
Проанализировав весь текст, мы составили график, где к каждой статье дали оценку, на сколько процентов он схож с аналогичным законом Российской Федерации:
Зачем придуман новый законопроект?
В справке обосновании к законопроекту говорится, что многократно возрастают политико-правовые требования к созданию и деятельности некоммерческих неправительственных организаций.
«В настоящее время назрела необходимость в разработке и принятии законодательного акта, регулирующего общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, закрепляющего особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих неправительственных организаций, с учетом интересов государства и обеспечения общественной безопасности, защиты нравственности, здоровья населения, национальных и религиозных чувств граждан»
Надзор над деятельностью НПО станет строже:
Согласно законопроекту, надзор будет осуществляться в основном органами прокуратуры и Министерством юстиции КР.
В документе прописаны четкие полномочия этих госорганов. Они вправе:
- Запрашивать у НПО их распорядительные и финансовые документы
- Запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов государственной статистики, налоговых органов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у банковских учреждений и иных финансовых организаций направлять своих представителей для участия в проводимых
- Неправительственной организацией мероприятиях
- Проверять деятельность НПО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества на соответствие целям, предусмотренным в уставе организации.
Такие изменения в законе вызвали критику у гражданского общества. Эксперты опасаются, что такие понятия, как «иностранные» НПО, могут вызвать раскол в обществе.
Юристы Правовой Клиники “Адилет” отмечают, что анализ законопроекта показывает, что целый ряд его положений не соответствует требованиям законодательной техники, установленной законодательством, что делает невозможным его внесение в Жогорку Кенеш в таком виде.
Также юристы напоминают, что институт общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов является одним из механизмов реализации основополагающего права человека на участие в управлении государством. Конституция его гарантирует. Но разработчики это требование игнорируют.
Прикрепленные документы:
Вывод: новый проект закона, внесенный на общественное обсуждение службой информационной политики администрации президента «О неправительственной организации» имеет сходства на 67%-97% в 30 статьях, в 2 двух статьях - 46% и 48% и лишь 5 статей - 0%. Суммарный процент сходства всего текста составил 69.2%.