Розыгрыши призов в социальных сетях. Как не попасть на уловки мошенников?

Существует множество случаев фейковых розыгрышей в социальных сетях, и хотя это не новость, люди по-прежнему попадаются на уловки мошенников. Сегодня редакция Factcheck.kg решила продемонстрировать на примере одной страницы, как такие схемы работают.

Instagram-страница drive_of_the_life проводит розыгрыш автомобилей. На их странице можно увидеть автомобили класса люкс.

19 июня страница запустила конкурс Toyota Avalon, согласно, которому необходимо написать в директ слово “ участвую”, подписаться и ждать итоги. После выполнения условий менеджер якобы вышлет вам сертификат участника конкурса, с  личным номером и датой начала конкурса. Также указано, что победителей выставят в сторис, а также опубликуют пост в профиле Instagram.

В июле на этой странице уже разыгрывалась «Toyota KAMRY 3.5». Условия получения приза остались прежними.

Действительно, владельцы страницы отправляют сертификат с персональным номером. И в тот же день публикуют результаты своего розыгрыша. Редакция стала победителем и выиграла призовой автомобиль.

После этого журналисты решили связаться с drive_of_the_life и выяснить, как забрать выигрыш. Но учредители конкурса потребовали персональные данные (ФИО, адрес проживания, номер телефона или электронную почту). Затем сообщили, что автомобиль находится в Германии. Компания полностью оплачивает доставку за исключением оформления, затраты на которое составляют €55.

Журналистам редакции был выслан номер банковской карты на имя Нечунаева Раиса с указанием, что карта принадлежит казахстанскому банку.

По номеру БИН нам удалось выяснить, что на самом деле, что кредитная карта принадлежит американскому эмиссионному банку Zurn Federal Credit Union. Примечательно, что карты банка периодически фигурируют в схемах мошенничества.

Наша редакция попробовала несколько раз пройти все этапы получения приза за исключением оплаты и схема всегда была одинаковая. Каждый раз мы выигрывали авто.

Вывод: это сомнительный конкурс, организованной страницей, которая не предоставляет никакой информации о своей деятельности. При переписке у пользователей запрашивают предоплату, используя карту американского банка, выдавая ее за карту казахстанского банка.

На что стоит обращать внимание?

Ниже — несколько рабочих методов от наших коллег из редакции Factcheck.kz, которые помогут отличить добросовестного продавца в социальной сети от мошенников:

  • Проверяем адрес компании и её название через любую поисковую систему.
  • Анализируем фотографии, сторис, «актуальное» на странице продавца. Зачастую, у мошенников фотографии взяты из интернета и выдаются за свои.
  • Как правило, мошенники просят предоплату за доставку.
  • Сравниваем количество подписчиков со средним количеством лайков, комментариев и просмотров видео, чтобы проверить на предмет накрутки подписчиков. Это не всегда сигнализирует о мошенничестве, однако, вкупе с другими факторами, может послужить индикатором.
  • Читаем отзывы и комментарии под постами в социальных сетях и в Интернете. Помните, что отзывы могут быть поддельными. Обращайте внимание на имена авторов, их соответствие указанной стране, склонение, даты размещения комментариев.