(Русский) Что известно о гибели крейсера “Москва”? Проверяем

Sorry, this entry is only available in Russian.

Минобороны России вечером 14 апреля заявило о гибели флагмана российского Черноморского флота – ракетного крейсера “Москва”. Представители ведомства утверждают, что судно затонуло во время шторма из-за повреждений от детонации боезапаса на борту.

При буксировке крейсера в порт назначения из-за повреждений корпуса, полученных в ходе пожара от детонации боезапаса, корабль потерял остойчивость. В условиях штормового волнения моря корабль затонул“, – говорится в официальном сообщении.

Однако ранее глава Одесской областной военной администрации Максим Марченко заявил, что по крейсеру были выпущены ракеты “Нептун”, и вероятнее всего, крейсер затонул из-за разрушений, вызванных попаданием ракет.

Учитывая, что гибель флагмана вызвала огромный резонанс и стала причиной очередной волны противостояния в информационной войне, редакция Factcheck.kg попыталась выяснить, что действительно известно о гибели крейсера на сегодняшний день.

Основные характеристики крейсера

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» — флагманский корабль Черноморского флота, вошедший в строй в декабре 1982 года. Водоизмещение — 11.3 тыс. тонн, основное вооружение — 16 пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных ракет П-1000 «Вулкан». Также имеются противолодочное и минно-торпедное вооружение, артиллерия, комплексы ПВО.

По подсчетам журналистов Forbes, примерная остаточная стоимость судна – $750 млн. На сегодня это самая дорогая потеря военных сил РФ.

Какова вероятность затонуть в Черном море?

Погодные условия

Трагедии с кораблями из-за плохой погоды на Черном море – явление не слишком редкое. Так, например, 17 января 2021 года затонул сухогруз Arvin, 13 октября 2021 повреждения получил военный корабль ВМС Украины, но его удалось вернуть в порт. 11 марта 2021 года перевернулся и затонул сухогруз “Волго Балт 179”.

Военные обстрелы

С момента начала российской военной агрессии в Украину, корабли в Черном море стали жертвами ракетных обстрелов. Так, в начале марта попал под обстрел и затонул сухогруз «HELT», гражданский корабль, принадлежавший прибалтийской компании и ходивший под флагом Панамы.

Также, по заявлению администратора морского управления Панамы Нориэля Арауза известно, что за время войны три гражданских судна, плавающих под панамским флагом подверглись ракетным ударам. Два корабля сильно повреждены, одному грозит затопление.

Что же случилось с крейсером “Москва”?

Агентство “РИА Новости” начало освещать события с 14 апреля. Изначально издание утверждало, что на корабле возник пожар, в результате чего сдетонировал боезапас, но судно сохраняет плавучесть и его буксируют в порт. Однако спустя несколько часов подтвердило, со ссылкой на Минобороны РФ, что «Крейсер “Москва” затонул при буксировке во время шторма».

Украинские СМИ на примере издания unian.net осветили ситуацию с крейсером иначе. Уже 13 апреля появилась новость, что украинские военные обстреляли ракетами крейсер “Москва” и на судне возник пожар. 14-го апреля unian.net так же со ссылкой на Минобороны РФ сообщил о затоплении крейсера.

Тем не менее, на сегодняшний день нет прямых доказательств, что именно украинские силы нанесли повреждения крейсеру “Москва”. Пока не будет независимой экспертной оценки, либо неопровержимых фото-, видео фактов, делать выводы невозможно.

Периодически в соцсетях появляются видео и фотографии горящих или тонущих кораблей, но нет никаких доказательств, что это именно «Москва». Редакция Factcheck.kg уже разоблачала видеофейк с тонущим американским кораблем, который пытались выдать за российский крейсер.

18 апреля в сети появились первые снимки поврежденного корабля.

Журналист-расследователь HI Sutton по характерным деталям определил, что на фото именно крейсер “Москва”. При этом журналист допускает, что повреждения корабля могут быть следствием ракетного попадания – пробоины судна находятся ниже мест возгорания. Но он также уверен, что для окончательных выводов необходима специальная экспертиза.

Фотографии поврежденного корабля подтверждают, что никакого шторма на было. По данным приложения Windy, которое позволяет проверять погодные условия в прошлом, ветер в акватории Черного моря в районе Крыма не превышал 10 м/с. По международной морской шкале Бофорта, такой ветер в худшем случае считается “свежим” – для того, чтобы погода считалась “штормом”, ветер должен быть в два раза сильнее.

Вывод: недостаточно информации. Крейсер “Москва” действительно горел, получил значительные повреждения и затонул. Однако установить причину пожара (попадание ракет либо детонация боезапаса) без информации о характере повреждений невозможно. По этой же причине невозможно сказать, мог ли шторм повлиять на остойчивость корабля во время буксировки и стать виновником его затопления.