Ложь депутата Айнуры Осмоновой по поводу  законопроекта «О манипулировании информацией» - Factcheck
Factcheck Factcheck в КР Избранное

Ложь депутата Айнуры Осмоновой по поводу  законопроекта «О манипулировании информацией»

04.06.2020

Ложь депутата Айнуры Осмоновой по поводу  законопроекта «О манипулировании информацией»

 

3 июня 2020 года в прямом эфире “Пятого канала” в программе “Учурда” обсуждалась тема фейковых новостей, фабрики троллей, а также законопроект «О манипулировании информацией». Напомним, данный проект закона был вынесен на общественное обсуждение 14 мая 2020 года. 

В студии приняли участие журналист Бейшенбек Бекешев и замминистра культуры Нуржигит Кадырбеков. Удаленно к эфиру также подключились одна из инициаторов проекта закона, депутат Айнура Осмонова и журналист factcheck.kg Асель Сооронбаева. 

Редакция factcheck.kg изучила высказывания Айнуры Осмоновой и уличила парламентария во лжи.

1. В случае принятия закона, свобода слова не пострадает

«Цель данного законопроекта – ликвидация ложной информации, многие искажают закон, говоря о том, что может пострадать свобода слова [в случае его принятия], но это не так», — заявила Осмонова.

Вывод: ложь

Выдержка из законопроекта, статья 6 

При выявлении ложной или недостоверной информации, уполномоченный государственный орган, осуществляющий мониторинг за соблюдением законодательства, регулирующий отношения, связанные с использованием Интернета, в отношении провайдера или владельца сайта, или владельца страницы сайта выносит решение о досудебном ограничении доступа к информации, имеющей признаки, как ложной или недостоверной.

Ранее ОФ «Правовая Клиника «Адилет» подготовил анализ законопроекта, в котором говорилось, что уполномоченный орган без какого-либо решения суда может блокировать доступ к сети Интернет, если он посчитает, что информация ложная или не соответствует действительности. При этом, каким образом он будет это выявлять, в законе не прописано. 

Иными словами, законопроектом устанавливается государственная цензура информации в сети интернет, что влечет за собой грубое нарушение конституционных прав граждан на свободу слова и выражение мнения.

2. Законопроект позволит бороться с наркоторговцами и вербовщиками.

 

 

Вывод: ложь

Данный законопроект не может повлиять на борьбу с экстремизмом и наркоторговлей по следующим причинам:  

  • Для борьбы с экстремизмом и терроризмом работает Закон «О противодействии экстремисткой деятельности», а борьбу с наркоторговлей ведет соответствующее подразделение в КР —  Служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (СБНОН) МВД 

  • Действующее законодательство уже позволяет заблокировать противоправный контент. Так, статья 13 закона «О противодействии экстремистской деятельности» прямо указывает на запрет издания, хранения, перевозки и распространения материалов, признанных судом как экстремистские на основании признаков экстремизма, указанных в законе. Процессуальные процедуры описаны в Гражданском процессуальном кодексе КР. По закону, суд обязан направлять в орган юстиции свое решение для занесения в список экстремистских материалов, что является одним из юридических условий правомерной блокировки экстремистского контента. Согласно статье 261 “Гражданского процессуального кодекса КРсуд вправе временно ограничить доступ к информационным материалам по заявлению прокурора.
  • Наркоторговля зачастую, происходит не в социальных сетях, а в закрытых телеграм-каналах и whatsapp-группах (DarkNet), куда попасть достаточно сложно. Механизмы по выявлению закрытых групп в “даркнетах” в проекте закона не упоминаются.  В конце 2019 года руководитель Программного офиса Управления ООН по наркотикам и преступности в КР Андрей Селезнев на заседании государственного координационного комитета по контролю наркотиков заявил, что в последнее время значительные опасения вызывает распространение наркотиков через Интернет и так называемый DarkNet.

 

3. Общественность поддержала законопроект, его раскритиковали лишь тролли и SMM специалисты 

Вывод: ложь

Законопроект  раскритиковали юристы, медиаэксперты и журналисты, а также пользователи социальных сетей.

  • 15 мая 2020 года редакция Factcheck.kg проанализировала справку-обоснование и сам законопроект, в результате чего выявила ряд   стилистических и логических ошибок, а также информацию манипулятивного характера в справке-обосновании. Сам же законопроект —  это рерайт статей федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Он на 64% совпадает с законопроектом, который был предложен в марте 2017 года в Жогорку Кенеш. Материал получил широкий резонанс в обществе и был перепечатан ведущими изданиями: Azattyk.kg, Kloop.kg, April.kg и т.д.  Об этом инициаторы закона не могли не знать. 

 

  • 15 мая 2020 года правовая клиника «Адилет» подготовила предложения и замечания по законопроекту, где подробно были перечислены нарушения конституционных прав граждан, в том числе на свободу слова и выражение мнения.

Данный анализ был опубликован на таких ресурсах, как Prevention.kg, April.kg, Journalist.kg, Internews.kg.  

  • Свою позицию относительно данного законопроекта также высказали и  юристы ОФ “Институт Медиа Полиси”. Они пришли к выводу, что проект закона  «О манипулировании информацией» противоречит Конституции, ограничивает права и свободы граждан, создает цензора, влечет изменения в расходную часть госбюджета, накладывает дополнительное бремя на предпринимателей и граждан. 

Вывод: 3 июня 2020 года в своем выступлении в прямом эфире на “Пятом канале” депутат Айнура Осмонова трижды озвучила информацию, не соответствующую действительности.