Пятая версия законопроекта “О СМИ”: предложения граждан не учли, а также добавили новые ограничения
Администрация президента представила пятую версию законопроекта «О СМИ» рабочей группе, однако предложения и замечания, высказанные медиасектором, не были учтены в этом документе. Важно отметить, что создание рабочей группы для постатейного обсуждения законопроекта стало необходимостью после бурной реакции общественности на его предыдущие версии.
Подготовка пятого варианта документа администрацией президента заняла целый месяц, однако представителям медиасектора было отведено всего два дня для ознакомления. Как будет регулироваться информация в Интернете в соответствии с новым законопроектом, разъяснили журналисты из редакции Кактус Медиа.
Какие пункты остались неизменными?
Все веб-сайты — это СМИ.
В законопроекте есть статья с определениями, где в том числе обозначается, что такое средство массовой информации, сетевое средство массовой информации, веб-сайт, Интернет.
Таким образом, в определение «средство массовой информации» включены все веб-сайты. Независимо от того, какую информацию предоставляет веб-сайт для публичного распространения, а Интернет — это публичное пространство, собственникам сайта необходимо пройти регистрацию.
Обязательность прохождения регистрации, процедуры, отказ в регистрации, процесс перерегистрации, признание свидетельства о регистрации СМИ недействительным также остались, но с некоторыми изменениями.
Для регистрации в Минцифры (в предыдущих вариантах законопроекта — в Минюсте) предусмотрена сложная процедура регистрации, необходимость предоставления массы информации, в том числе той, которую непонятно, как предоставлять веб-сайтам. Например, необходимо указать «максимальный объем средства массовой информации».
Осталась и расплывчатая норма о том, что к заявлению прилагаются «документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных настоящим законом». Kaktus.media уже интересовался у депутатов, возможно ли однозначно трактовать эти фразы.
В законопроекте осталась норма о том, что если какое-то СМИ уже зарегистрировано, то другим получить регистрацию с таким же названием СМИ нельзя. У этой нормы есть определенные риски: пока частники будут собирать документы для регистрации своих веб-сайтов и проходить бюрократические процедуры, какие-нибудь аффилированные с властями люди могут подать документы на регистрацию СМИ в первый день действия закона.
Де-факто — введение цензуры
Осталась норма о «недопустимости злоупотребления свободой выражения своего мнения, свободой слова и печати, получения и распространения информации» с длинным списком того, что нельзя публиковать.
Ужесточены нормы по правам и обязанностям журналиста. Например, чтобы снять на видео действия какого-то коррупционера и нарушителя, журналист должен спросить у него разрешение, может ли он его фотографировать и снимать на видео.
Вмешательство государства во внутренние дела юрлица
Практически неизменными остались статьи об ответственности собственника, необходимости разработки устава и договора между собственником и редактором/редакцией. В общем все блоки, которые не могут относиться к сайтам, где не работают журналисты, но ухудшающие положение медиа.
Заблокировать работу на весь период судебного процесса
Осталась норма о том, что основанием для приостановления судом деятельности средства массовой информации могут служить необходимость обеспечения иска, нарушение Конституции и законодательства.
Следовательно, каждый истец может требовать у суда не удалить статью или скрыть ее от публичного распространения, а полностью блокировать работу редакции. Что касается нормы о том, что приостановление деятельности возможно в связи с нарушением законодательства, то в качестве аналогии можно привести массовые обыски разных предприятий. Получается, что если найдется нарушение какого-либо закона, например, проблемы со счетами-фактурами, то государство может заодно и приостановить деятельность всего предприятия и работы его веб-сайта.
Какие важные изменения появились в пятом варианте законопроекта?
Какие важные изменения появились в пятом варианте законопроекта?
Электронные СМИ — это что?
В законопроекте есть отдельная статья, где говорится, что «к средствам массовой информации относятся периодические печатные издания, теле-, радиовещание, веб-сайты в телекоммуникационной сети Интернет и иные электронные средства массовой информации». Что такое «иные электронные средства массовой информации», не уточняется. Возможно, речь идет о пабликах в социальных сетях, а, возможно, сама соцсеть, потому что это сайт в Интернете.
Фобия перед однополыми браками и вредом для нравственности
В статье «Недопустимость злоупотребления свободой выражения своего мнения, свободой слова и печати, получения и распространения информации» появилась новая формулировка о том, что нельзя использовать СМИ (читай — сайты) «для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, однополые браки, наносящих вред здоровью и нравственности населения, культ насилия и жестокости». Что разработчик конкретно понимает под нравственностью населения, непонятно.
Завести уголовные на дела на журналистов, чтобы они не могли создавать СМИ?
Введены существенные изменения в статью о том, кому запрещено быть учредителем СМИ. Помимо несовершеннолетних, заключенных и иностранцев, появились юрлица, деятельность которых запрещена в соответствии с законодательством. И важное — лица, имеющие «судимость за совершение преступления с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационной сети Интернет».
Получается, лицам с погашенной судимостью можно участвовать в выборах, но по новому Закону «О СМИ» запрещено будет создавать СМИ.
Появился еще один надзорный орган — Министерство цифрового развития
В законопроекте говорится, что «веб-сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет подлежит регистрации Министерством цифрового развития как сетевое средство массовой информации в порядке, установленном кабинетом министров». И далее по другим нормам. При этом заявление о регистрации подается в Министерство юстиции или в Министерство цифрового развития. Далее по тексту законопроекта Минцифры добавлено в разные нормы.
Дополнительная бюрократия
В статье о перерегистрации изменены формулировки. Если у вас есть юрлицо, то перерегистрация требуется при изменении состава учредителей. Получается, что если у юрлица есть еще и сайт, то при смене собственника или изменения состава учредителей, а также наименования тоже будет необходима перерегистрация. Однако администрация президента указала, что «во время прохождения процедуры перерегистрации деятельность средства массовой информации не приостанавливается».
Государство себе жизнь облегчить не забыло
В статье об освобождении от госрегистрации добавлены СМИ (в том числе сайты), «учреждаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных правовых актов».
Отказ в регистрации
В статью об отказе в регистрации добавлена норма о том, что если собственник не предоставил полностью сведения, необходимые для регистрации, то Минцифры ему откажет. Например, если брать веб-сайты, то чиновник и собственник сайта могут по-разному понимать такие понятия, как «предполагаемая территория распространения продукции», «примерная тематика и (или) специализация», «предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации», «источники финансирования».
Аккредитация только для зарегистрированных СМИ
Государство как камчой пожелало пользоваться и аккредитацией для информирования журналистами общественности. Администрация президента ввела норму о том, что аккредитовывать для освещения мероприятия могут только сотрудников зарегистрированных СМИ. При этом журналисты могут освещать только открытые мероприятия. Видимо, это было добавлено, чтобы каждый раз СМИ не писали, что Жогорку Кенеш или суд проводит какое-то заседание в закрытом режиме.
При этом журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией средства массовой информации нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию государственного органа, органа местного самоуправления, аккредитовавшего журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. То есть пришел на мероприятие и опубликовал какой-то негатив — больше доступа в госорган не имеешь.
Оригинал материала вы можете посмотреть здесь.