(Русский) ИНН и путаница в законах

(Русский) Анализ ответов ГНС, ГРС и Соцфонд также показал, что в законодательстве существуют противоречия, какая информация доступна, а какая нет.

Sorry, this entry is only available in Russian.

В феврале factcheck.kg опубликовал статью «Зачем президенту два ИНН?» Напомним, в базе данных налоговой службы мы обнаружили две записи на имя Жээнбекова Сооронбая Шариповича. По разным адресам и с разными цифрами идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), обозначающие дату рождения.

Сразу после опубликования статьи мы обратились в государственные органы со следующими вопросами:

  1. В каком году, кем и каким образом одному гражданину Кыргызской Республики – Жээнбекову С. Ш. присвоены два идентификационного номера налогоплательщика (ИНН)?
  2. Учитывая, что у гражданина Кыргызской Республики Жээнбекова Сооронбая Шариповича имеется два ИНН, с разными цифрами обозначающие дату рождения, какая дата рождения соответствует действительности? И какими документами подтверждается действительная дата рождения?
  3. Какой из указанных в информационном материале ИНН совпадает с персональным идентификационным номером гражданина Жээнбекова Сооронбая Шариповича?
  4. Учитывая, что у гражданина Кыргызской Республики Жээнбекова Сооронбая Шариповича имеется два ИНН, и согласно данным Государственной налоговой службы гражданин Жээнбеков С. Ш. зарегистрирован по двум разным адресам в г. Бишкек, означает ли эти данные, что у гражданина Жээнбекова С. Ш. имеется два действительных паспорта гражданина Кыргызской Республики?

Указанные вопросы factcheck.kg  направил в Социальный фонд, Государственную налоговую службу и Госрегистрационную службу.

ГНС пояснила, что до 1 августа 2016 года персональный идентификационный номер (ПИН) гражданам присваивал Соцфонд. После эту функцию передали ГРС, который стал присваивать идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Тогда и возникла путаница и некоторым гражданам по ошибке присвоено несколько ИНН.

В законе «О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования» говорится: ПИН – индивидуальный номер, присваиваемый уполномоченным государственным органом, определяемым Правительством Кыргызской Республики, гражданам Кыргызской Республики, иностранным гражданам и лицам без гражданства один раз и сохраняющийся за этими лицами в течение всей их жизни без изменения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 71 настоящего Закона, а также законодательством о защите прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства.

Открываем статью 71 «Изменение персонального идентификационного номера». Она гласит: присвоенный персональный идентификационный номер изменяется:

– при изменении даты рождения в случаях, установленных законодательством в сфере актов гражданского состояния;

– при идентичных у двух и более граждан персональных идентификационных номеров;

– при ошибочном указании в присвоенном персональном идентификационном номере данных о поле и дате рождения.

Внесение изменений в присвоенный персонифицированный идентификационный номер допускается по основаниям, предусмотренным абзацами третьим и четвертым части 1 настоящей статьи, а также в порядке исключения в связи с допущенными до 1 июля 2017 года при присвоении персонифицированного идентификационного номера техническими ошибками.

Анализ ответов ГНС, ГРС и Соцфонд также показал, что в законодательстве существуют противоречия, какая информация доступна, а какая нет.

Согласно статье 6 закона «О нормативных правовых актах», Налоговый кодекс по законодательной силе выше, чем законы КР «О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования» и «Об информации персонального характера». Тот же закон «О нормативных правовых актах» гласит: «Нормативный правовой акт не должен противоречить нормативному правовому акту, имеющему по сравнению с ним более высокую юридическую силу». Там же говорится, что «нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений».

Кроме того, статья 54 Налогового кодекса гласит, что «налоговую тайну составляют любые полученные органом налоговой службы или его должностным лицом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений о реквизитах налогоплательщика (наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика, адрес), а также об идентификационном номере налогоплательщика. Следовательно, данные налогоплательщика Сооронбая Жээнбекова не являются налоговой тайной и могут быть разглашены.

Вывод:

– В законе нет точного определения, какая информация носит персональный характер и не подлежит разглашению;

  • ПИН (или ИНН) присваивается гражданину КР единожды;
  • В законодательстве нет понятия «аннулировать» [ИИН или ПИН]*;
  • В случае возникновения ошибки, уполномоченный орган обязан внести изменения.

Однако на момент подготовки этой статьи (28 марта 18-37) в базе данных ГНС все еще числилось два ИНН на имя Жээнбекова Сооронбая Шариповича.

Кроме того, по два ИНН присвоено депутату ЖК и экс-главе ГНС Исхаку Масалиеву, председателю ГРС Алине Шаиковой, а также брату премьер-министра Азизбеку Абылгазиеву, бывшего сотрудником ГСКН, ныне директор Управления по контролю законного оборота наркотиков начальник управления при Департаменте лекарственного обеспечения и медтехники Минздрава.