(Русский) Колониальная пропаганда и дезинформация в Центральной Азии. Как защититься?

Sorry, this entry is only available in Русский.

Российское внимание все больше направляется на регион Центральной Азии и на это есть ряд причин. С одной стороны, страны региона проявляют все больше независимости в своих внешнеполитических решениях, особенно относительно ситуации вокруг войны в Украине. С другой стороны, товарооборот между ЦА и Россией на фоне санкций колоссально вырос. 

Традиционно, многие годы внешнеполитические взгляды Москвы не были направлены на Центральную Азию, так как считалось, что регион итак достаточно зависит от России. Но война и сокращение возможностей для выбора внешних партнеров заставили российские власти направить внимание на наши страны. 

Однако вместо того, чтобы признать субъектность стран Центральной Азии и заниматься собственной привлекательностью для них, Москва требует от бывших советских республик не разрушать унаследованное Кремлем историческое доминирование. Все чаще из уст российских политиков можно услышать нарратив о том, что постсоветские страны “не настоящие”, а государственность им “подарили”. 

Центральноазиатские независимые СМИ стараются освещать события в Украине объективно, за что в России их блокируют. В общественном обсуждении снова всплывают темы деколонизации. Эти факторы влияют на усиление российской пропаганды и распространение дезинформации в русскоязычном сегменте региона. 

Эти данные подчеркивают сложность и многогранность отношений между Россией и странами Центральной Азии, где политическая дистанцированность соседствует с экономической взаимозависимостью. 

Контекст колониальной пропаганды и дезинформации

Пропаганда, исходящая из России, направляется в частности на суверенитет и стабильность соседних государств, распространяя искаженные нарративы. 

Пример: буквально несколько недель назад депутат Госдумы России Евгений Федоров заявил, что России придется воевать со всеми бывшими республиками СССР. 

Военных конфликтов, по словам депутата, удастся избежать, если республики будут возвращены [вероятно, в состав СССР 2.0, прим.ред.] дипломатическим путем. 

Еще один пример подобного заявления был в прошлом году, когда в Сети появилось письмо депутата Московской городской думы Сергея Савостьянова, в котором он предложил включить в зону «денацификации и демилитаризации» шесть государств, в том числе страны Балтии, Польшу, Молдову и Казахстан.

Основой для такого пропагандистского нарратива выступает распространяемая через различные каналы дезинформация о том, что “республики бывшего СССР не имеют действующего статуса в соответствии с международным правом, потому что не существует международного соглашения, реализующего их суверенный статус”. Фактчек этого нарратива, который мы делали ранее, можно посмотреть тут.

“Новояз” – инструмент пропаганды и дезинформации

Мы уже писали о том, что общественное мнение в Кыргызстане в немалой степени сформировано на основе российской информации, транслируемой через «Первый канал» и РТР, которые входят в базовый пакет подписки на цифровое телевидение в Кыргызстане, а также доступность ангажированных печатных российских СМИ. Об этом говорится в исследовании Института по освещению войны и мира (IWPR) и исследовании независимого аналитического центра «Европейская политика соседства» (European Neighbourhood Council, ENC).

Во всех этих источниках используется так называемый “новояз”, как один из методов воздействия на сознание людей. Эти термины и конструкции используются для манипуляции общественным мнением и формирования определенных взглядов и убеждений. К примерам “новояза” относится замена слов и понятий: “капиталистические страны” на “коллективный запад”,  “шпионы” на “иностранные агенты”. 

Самый яркий пример “новояза”, это замена слова “война” на аббревиатуру “СВО” (специальная военная операция) и “денацификацию”. Сюда же относятся: вместо “взрыв” – “хлопОк”, вместо “отрицательный рост” – “рецессия” и подобные примеры. 

Влияние на демократические ценности

Пропаганда и дезинформация искажает и подрывает основные демократические ценности и права человека, представляя активизм, свободу слова, независимые СМИ, как угрозы стабильности и порядку. Репрессивные законы и практики, заимствованные у России, усиливают этот эффект, ограничивая свободы и права граждан. По примеру России, в регионе участились политические репрессии, преследование гражданских активистов и независимых журналистов. 

По примеру российского опыта, когда мирные собрания и открытое волеизъявление граждан стало приравниваться к оппозиционному и якобы направленному против власти, в Кыргызстане, традиционно считавшимся “островком демократии” в Центральной Азии, теперь стали также ограничены проявления этой самой демократии. Так, с марта 2022 года в центре Бишкека до сих пор запрещено проводить мирные собрания. С тех пор запрет продлевается судом.

В Конституции Кыргызстана указано, что каждый гражданин «имеет право на свободу мирных собраний», а Закон «О мирных собраниях» гласит, что пользование данным правом «не может быть ограничено».

Важно отметить, что поводом для запрета послужила именно нота российского посольства в КР, направленная после нескольких мирных антивоенных митингов у здания их диппредставительства. В итоге мирные митинги запрещено проводить не только у здания посольства РФ, но и перед зданием Жогорку Кенеша, аппарата президента, Верховного суда, ГКНБ, а также на центральной площади Ала-Тоо и на бульваре Эркиндик.

Еще одним ярким примером можно назвать скопированный на 90% с российского законодательства, законопроект об о некоммерческих организациях, продвигаемый сейчас в парламенте Кыргызстана. В целом же практика плагиата антидемократических российских законов стала регулярной для депутатов Жогорку Кенеша. Об этом можно прочитать здесь, здесь, здесь и здесь.   

Что делать?

Страны Центральной Азии, и в частности Кыргызстан, столкнулись с серьезными вызовами в области борьбы с дезинформацией и пропагандой. Слабая журналистика, отсутствие качественного медиаконтента и недостаток образовательных программ по медиаграмотности усиливают уязвимость региона.

Мерами безопасности в борьбе с дезинформацией могут стать обучение граждан медиаграмотности и самостоятельному выявлению пропаганды, фейковых новостей. Раскрытие недостоверной информации и обучение журналистов.

Развитие и поддержка качественных национальных продуктов на собственном медиарынке телепередач и печатных материалов, а также развитие музыки, кино, телевидения, книгоиздания и других сфер.

Создание качественного национального контента является важной стратегией для предоставления альтернативы иностранным продуктам и для формирования национальной идентичности.