(Русский) Чиновников больше не привлекают за «вранье» в декларациях

(Русский) Мы проверим декларации чиновников и попытаемся выяснить, что они скрывают.

Бул тил жеткиликтүү эмес.

Factcheck.kg начинает новое направление в рамках расследований фактов коррупции среди должностных лиц.  Мы начинаем цикл статей об имуществе муниципальных, государственных служащих, занимающих политические должности. Мы проверим декларации чиновников и попытаемся ответить на следующие вопросы:

  • Какое имущество скрывают от общественности государственные служащие?
  • Насколько законодательство по декларированию имущества госслужащих отвечает поставленным задачам по борьбе с коррупцией?
  • Каким образом госслужащие обходят законы для того, чтобы скрыть свои богатства?

Преступление есть, а наказания нет

В рамках расследования команда factcheck.kg столкнулась с противоречиями в законодательстве. Выяснилось, что в новых кодексах, вступивших в силу в январе 2019 года, нет нормы, предполагающей ответственность за неверные или неполные данные в декларациях чиновников.

Как пояснил factcheck.kg прокурор управления по противодействию коррупции и надзору за исполнением закона Генпрокуратуры Рамазан Ибраимов, норма об ответственности чиновников за несвоевременное, неполное или недостоверное предоставление информации об имуществе выпала из новых кодексов.

«Ранее ответственность за недостоверные и неполные данные в декларациях предусматривалась Кодексом об административной ответственности. В нем было 15 статей, по которым государственных и муниципальных служащих, а также других должностных лиц привлекали к административной ответственности. Это был один из рычагов воздействия на нерадивых чиновников. Была статья 400 прим. 3, которая предусматривала за предоставление деклараций с нарушением сроков или с неполными/недостоверными данными наказание в виде административного штрафа в сумме от 2 до 5 тысяч сомов», – пояснил прокурор.

«Теперь в Кодексе о нарушениях такой нормы нет. Это законодательный пробел», – отметил он.

За комментарием мы обратились к члену рабочей группы по разработке проектов Уголовного кодекса КР, а также Кодекса о проступках и Кодекса о нарушениях. «В кодексе о нарушениях нет категории государственных служащих. Есть только физические и юридические лица. В правительстве готовятся изменения в закон о государственно-гражданской и муниципальной службе, где будет прописана ответственность чиновников, не сдавших вовремя декларацию или указавших недостоверные данные», – пояснила Ирина Летова.

Проверка ради проверки

Обратимся к закону. В Кыргызстане действует целый закон «О декларировании доходов, расходов, обязательств и имущества лиц, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности».

Для начала определимся, кто является государственным и муниципальным служащим. В реестре государственных и муниципальных должностей КР говорится, что к политическим государственным должностям относятся: президент, торага Жогорку Кенеша, премьер-министр, руководитель аппарата президента, а также заместитель спикера, депутаты ЖК, первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры, члены правительства, руководитель государственного органа, находящегося в ведении президента, руководитель аппарата Жогорку Кенеша. В том же перечне значатся руководитель административного ведомства при правительстве, руководитель иного органа, находящегося в ведении правительства; полномочные представители правительства в областях, главы местной государственной администрации – акимы районов.

Есть также категория «Специальные государственные должности», «Политические муниципальные должности» и «Административные государственные должности».

Согласно закону «О декларировании доходов, расходов, обязательств и имущества лиц, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности», выявлять нарушения при заполнении деклараций должны сотрудники Налоговой службы. Статья 6 гласит, что органы налоговой службы «изучают и анализируют сведения, указанные в декларации, на предмет достоверности и полноты отражения сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах декларанта».

В том же законе есть статья 9 «Ответственность за нарушение положений настоящего Закона». В ней говорится:

  1. В случае непредставления декларации в установленные сроки, представления декларации с неполными и/или недостоверными сведениями декларант несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  2. В случае представления декларации после установленного настоящим Законом срока, наличия в представленной декларации неполных и/или недостоверных сведений орган налоговой службы публикует информацию об этих лицах в средствах массовой информации и направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры Кыргызской Республики.

Могут уволить, а могут не уволить. На  усмотрение. 

Теперь ищем, какое наказание предусмотрено за неверные данные в декларациях для госслужащих. В Кодексе о нарушениях есть статья 222 «Непредставление единой налоговой декларации и неуплата налога». Она гласит: «Непредставление единой налоговой декларации или неуплата налога в установленные сроки – влечет предупреждение либо наложение штрафа 1 категории». Речи о недостоверных данных в ней нет. К тому же, к штрафу по этой статье могут быть привлечены только физические и юридические лица, о должностных в кодексе ничего не говорится.

В законе «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» в статье 47 «Прекращение службы по инициативе государственного органа, органа местного самоуправления» говорится «1. По инициативе государственного органа, органа местного самоуправления служащий может быть освобожден от занимаемой должности в случаях: д) непредставление декларации о доходах, имуществе и обязательствах либо представление заведомо недостоверных или неполных данных».

В прокуратуре пояснили, что в Уголовном Кодексе есть статья 323 «Незаконное обогащение». Но, чтобы привлечь чиновника по ней, необходимо еще доказать факт незаконного обогащения.

Также есть статья 231 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет» УК КР. По ней чиновника могут привлечь на общих основаниях, если он не оплатил налог за имущество. В случае же, если чиновник скрыл неналогооблагаемое имущество, то никакой ответственности он не понесет.

В группе по разработке новых кодексов объяснили такие изменения в законодательстве гуманизацией. Но одновременно с этим в стране объявлена борьба с коррупцией.

В настоящее время ведется работа по доработке всех кодексов, которые вступили в силу 1 января 2019 года для устранения подобных пробелов.